Север и Северо-Запад России

Второй том посвящён обителям севера и северо-запада России и включает в себя материалы о монастырях, расположенных в Псковской, Новгородской, Санкт-Петербургской, Вологодской, Петрозаводской, Сыктывкарской, Архангельской и Мурманской епархиях. Этот том посвящен 300-летнему юбилею города Санкт-Петербурга.

Издательство "Очарованный странник", 2000 г. Формат 215х280, твёрдый переплёт, 592 страницы, цветные иллюстрации, суперобложка. Тираж 6000 экз.

СЛОВО ПАТРИАРХА

Верю, что эта замечательная идея по изданию серии книг «Русские монастыри» будет успешно осуществляться, несмотря на все трудности финансового порядка, ибо появилась она ради благой и поистине актуальной цели: ознакомить современных россиян с тем древним церковным институтом, который на протяжении многих веков верно служил форпостом нашего Отечества, средоточием летописи государственной и церковной истории, школой образования, госпиталем для раненых, домом призрения для престарелых. Не говорю уже о поистине великом значении монастырей в деле духовного и нравственного воспитания миллионов наших предков. Прошедшие десятилетия официального атеизма привели к административному закрытию и разорению когда-то цветущих обителей. Часть из них была использована под заводы, тюрьмы, склады, музеи и т. д. Многие монастыри были совсем стерты с лица земли. В этом смысле хотелось бы видеть в Ваших будущих изданиях не только иллюстрированные материалы, но и достоверное повествование как о светлых, так и о печальных страницах из жизни русских обителей, а также информацию о ходе возрождения и воссоздания православных монастырей за последние годы... Хотелось бы выразить уверенность в том, что участие представителей Русской Православной Церкви будет способствовать более полному и всестороннему освещению жизни и деятельности наших российских обителей.

С искренним уважением и пожеланием Вам благословенных успехов в Ваших грядущих трудах!

 

 

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II(†2008)

 

***

 

Содержание второго тома:

 

1. Вступительные статьи
Русская мечта о Богочеловечестве
Разгром
Златая связь
Подвиг семьи Грековых
Монастыри Белозерья

2. Псковская епархия
В древнем граде на реке Великой
Свято-Успенский Псково-Печёрский мужской монастырь
Богом зданная обитель
Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь
Рождество-Богородицкий Снетогорский женский монастырь
Крыпецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Спасо-Елеазаровский женский монастырь
Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь
Старец с острова Залита

3. Новгородская епархия
Монастыри Новгородской епархии
Николо-Вяжищский женский монастырь (ставропигиальный)
Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь
Новгородский Юрьев мужской монастырь
Перынский скит

4. Санкт-Петербургская епархия
Монастыри Санкт-Петербургской епархии
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра (мужской монастырь)
Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь
Свято-Иоанновский женский монастырь (ставропигиальный)
Свято-Воскресенский Новодевичий женский монастырь
Введенско-Оятский женский монастырь
Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь
Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь
Рождество-Богородичный Коневский мужской монастырь
На островах. Коневец
Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь (ставропигиальный)
Свято-Троицкий Преображенский Александро-Свирский мужской монастырь
Покрово-Тервенический женский монастырь

 

5. Вологодская епархия
Русская Фиваида на Севере
Спасо-Прилуцкий Дмитриев мужской монастырь
Свято-Успенский Кирилло-Белозерский мужской монастырь
Рождества Богородицы Ферапонтов Белозерский мужской монастырь
Спасо-Каменный мужской монастырь
Горицкий Воскресенский женский монастырь
Нило-Сорская пустынь

6. Петрозаводская епархия
Свято-Успенский Муромский мужской монастырь
Задне-Никифоровская пустынь Важеозерский женский монастырь

7. Сыктывкарская епархия
Усть-Вымский Михаило-Архангельский мужской монастырь
Троице-Стефанов Ульяновский мужской монастырь
Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь
Важкурский Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь
Печорский Богородицкий Скоропослушнический женский монастырь
Ибский Серафимовский женский монастырь

8. Архангельская епархия
Святого Артемия Веркольского мужской монастырь
Живоначальной троицы Антониево-Сийский мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь (ставропигиальный)

9. Мурманская епархия
Трифоно-Печенгский мужской монастырь


В скиту Ветрово (о песнопениях иеромонаха Романа)

***

 

А. А. Феоктистов
РУССКАЯ МЕЧТА О БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ

(От издателя)

Если вы держите в руках эту книгу, то в России свершилось еще одно чудо.
Практически на пустом месте, с нулевой отметки, мы не только начали, но и завершили второй этап нашего проекта. Позади тысячи километров дорог, десятки российских сел и городов, бесчисленное количество ступеней и порогов администраций, безбожных чиновников различных рангов и циничных бизнесменов. Но вы держите эту книгу в руках, вы листаете ее страницы! Значит, не умерла еще Россия, сохранилась в ней крохотная искорка Божия, не загасили ее совсем. А от этого маленького огонька, от этой неугасимой лампадки и все чудеса земные. Данный том посвящен святым местам Севера и Северо-Запада России. Мы готовили книгу довольно долго – три года, взяв за правило побывать во всех обителях. Это нам удалось. Мы получили огромную радость, посетив самые сокровенные уголки нашего Отечества и познакомившись с истоками современного монашества. Не стариков, а молодых увидели мы в монастырях. И было поразительно в наше жестокое время услышать искренние слова о праведном пути, о спасении, о молитвах за всех, за процветание России. Наше повествование о той России, которую мы чуть не потеряли. Эта книга о возрождении монашества на Руси. Пойдемте за нами. И вы увидите ту России, которую никогда не знали. Не откладывайте на завтра. Все может случиться. Вот строки известного писателя Ивана Шмелева, написанные им в эмиграции: «...Как я корю себя из этого прекрасного далека, что мало знал свою родину, не изъездил, не исходил! Не знаю ни Сибири, ни Урала, ни заволжских лесов, ни Светло-Яра... ни Ростова Великого невидал, «красного звона» не слыхал, единственного на всю Россию!.. Не побывал и на Бородинском Поле, в Печорах, Изборске, на Белоозере. Не знаю Киева, Пскова, Новгорода Великого... ни села Боголюбова, ни Дмитровского собора, облепленного зверями, райскими птицами-цветами, собора XI века во Владимире-на-Клязьме... Ни древнейших наших обителей не знаем, ни летописей не видали в глаза, даже родной истории не знаем путно, Иваны Непомнящие какие-то. Сами ведь иссушали свои корни, пока нас не качнули – и как качнули!.. Знали избитую дорожку – «по Волге», «на Минерашки», «в Крым». И, разумеется, «за границу». В чужие соборы шли, все галереи истоптали, а Икону свою открыли перед самым провалом в ад». Вот так, страшно и больно о том, чего уже в своей жизни не вернешь. Если вы познакомитесь с нашей книгой – обязательно пройдите по тем маршрутам, которые она для вас обозначит. И только тогда вы увидите и поймете ту страну, в которой родились и которой, несмотря на все ужасы прошлой истории, вы можете гордиться. В обители, которые повсеместно восстанавливаются, возвращаются не только иноки, но и наши святыни: иконы, утварь, старинные книги и рукописи, а главное – заново обретаются мощи российских праведников. В этом томе вы познакомитесь с известнейшими обителями: Свято-Успенским Псково-Печерским монастырем рядом с Эстонией, Свято-Троицкой, Александро-Невской лаврой в центре Санкт-Петербурга, Спасо-Преображенской обителью на Валааме, Спасо-Преображенским монастырем на Соловецком архипелаге в Белом море. История России предстанет перед вами в монастырях так называемой Северной Фиваиды – от Вологды до Белозерья, и огромной частью славных провинциальных монастырей: от псковских до зыряновских в Коми. Велика наша страна, но не устроена, велик подвиг русских святых, из века в век уходящих в эту глухомань, и по-настоящему не понят ещё нашими современниками. Не только в зыряновских и архангельских болотах глушь и неустроенность, но она рядом с вами по дороге из Великого Новгорода в Псков, где осталось среди лесов всего несколько крохотных деревушек. Нам еще предстоит по настоящему осваивать Север, и верными помощниками станут воскресающие повсеместно православные обители.
Все поездки по монастырям остались яркими воспоминаниями, но почему-то особенно запомнилось посещение мужской обители святого Артемия Веркольского. Наверное, по дальности и мистическому понимаю одинокости России, прильнувшей в этих местах к могучим рекам древними деревянными домиками, среди океана леса, болот и озер. Мы выехали из Архангельска в Карпогоры вечером. И более 12 часов преодолевал поезд расстояние в 200 км, временами буквально еле двигаясь по рельсам, проложенным по болотам. Он выходит точно по расписанию, а приходит когда хочет. Вокруг г. Карпогоры население до сих пор, по словам местных жителей, делится на две категории – на тех, кто «сидит», и на тех, кто их охраняет. Старых поселений мало, да и те, что остались, как правило, безлюдны. Наутро на вокзале нас встречал расконвоированный заключенный. Часа через четыре на подворье
монастыря нам нашли молодого человека, который взялся довезти до места. Был март, и удивительное тепло для этих мест стояло весь день – плюс семь градусов. Обледенелая дорога раскисла так, что «жигуленок» временами начинал вилять. Река Пинега, как и все северные реки широкая и многоводная, набухла. Переправа, отмеченная несколькими хворостинками, представляла собой неглубокую колею, заполненную водой, у берегов также была вода, но лед еще не отошел. Прошлой зимой на Пинеге провалился автобус с заезжими «купцами». А уже весной настоятель Веркольского монастыря едва успел проехать эту переправу, как лед тронулся.
В Успенском храме обители мы застали обряд крещения. Церковь небогатая. Посреди храма большая купель. Картина представилась очень трогательная: дети и взрослые, босыми стоящие на голом полу и держащие в руках зажженные свечи. И это таинство крещения, совершаемое молодым батюшкой в глухой северной тайге, и какое-то неясное ощущение зыбкости, оторванности края создавали впечатление остановившегося и нереального времени. Пройдет несколько дней, тронется лед, и останется Веркольский монастырь на крутом берегу, на долгое время отрезанный от всего мира. И его забытые, разрушенные строения будут медленно, но упорно восстанавливать монахи. Батюшка точно по канону, не спеша, проводил обряд, а мне подумалось: как это в такой глуши, рядом с монастырем оказалось столько некрещеных русских людей? Сколько же предстоит еще сделать для того, чтобы этот край обрел Бога? Сколько потребуется времени, чтобы осознать необходимость участия всего государства, общества в восстановлении наших святынь? Без оглядки на другие народы, на иные конфессии, на прошлые наши промахи и поражения нам необходимо осознать, наконец, что мы живем в России. И главный, основной выход из этого мрака, куда мы с вами попали – есть восстановление православных святынь и возвращение на путь Богочеловечества. Именно понимание всем народом необходимости достижения общества Богочеловечества освободит нас от деления почти всей страны на тех, кто «сидит» и на тех, кто их сторожит. «И все-таки Святая Русь – есть, – пишет священник и богослов Александр Шмеман, – ...Эта Святая Русь, о которой можно говорить без всякого рода «ограничительно-ухмылочных» кавычек, но лучше все-таки говорить о ней с самим собой, то есть думать о ней в глубине своего сердца, – именно тот «остаток», который, пройдя через все испытания истории, сохраняется на Руси. Это и святые, канонизированные Церковью, и просто те, о ком говорят «святой человек», «святые люди», чьи приметы – смирение, но и духовная неуспокоенность, подвижничество, неустанный поиск Правды и жизнь по правдесправедливости, истинное духовное покаяние, понимаемое как «попытка увидеть себя глазами Бога». Нынешнее возрождение монастырей, храмов, возвращение людей в Православие дает возможность нам с еще большей энергией, с пониманием божественного, космического назначения человека осуществить этот великий путь к Богу, намеченный нам Спасителем. История дает нам еще один шанс попробовать свои духовные силы на этом святом поприще. Глядя на величественные развалины русских монастырей, на искренние попытки восстановить их и возобновить жизнь монашескую, невольно задумываешься о будущем нашей святости, об искренности достижения столь великой цели всем народом. Дважды в прошлом столетии Господь проверял народ России. Первый раз – насколько искренна любовь православных к Спасителю, и второй – насколько нелицемерны догматы в отношении к собственности. И оба раза уличил во лжи. После семнадцатого года, обманутый поиском земного рая, русский народ предал своего Спасителя. А в конце столетия он увидел жуткую картину – те, кто призывал его весь век отказываться от собственности, сами растерзали Россию до основания, грабя и присваивая эту самую собственность. Неужели это не урок? «Если мы твердо верим в то, что русское государство, историческая Россия, которая существовала прежде, и есть Святая Русь, и нам остается только вернуться к ней..., – пишет отец Александр, – тогда мера нашей гордыни безусловно превышена, и Бог заслуженно посрамил нас нашим страшным историческим падением. Хотели бы мы и дальше при всех наших падениях и блужданиях мерить себя только этим критерием?.. Итак, говорить сегодня о судьбах России вовсе не значит готовить себя к возвращению в прошлое – это погибель. То, что случилось с Россией, было дано ей и нам как ужасное испытание и одновременно как возможность для пересмотра всего нашего прошлого и для очищения. Слово «кризис» означает суд. И суд совершился. Поэтому всем нам сегодня надо напрячь до предела совесть. Именно совесть. ...Совесть объединяет все. Она позволяет заново увидеть Россию в ее прошлом и настоящем и, может быть, начать чувствовать, в чем должно состоять будущее. На каждом из нас, русских христианах, лежит долг подвига – в меру своих сил... способствовать тому, чтобы духовная судьба у России была. И чтобы эта духовная судьба хотя бы в какой-то мере соответствовала тому удивительно чистому и светлому определению, которое кто-то когда-то произнес, и которое осталось как мечта и чудо, как замысел, как желание: Святая Русь». Как много мы сегодня говорим о страшном и плохом прошлом, и за этим постоянным разговором о кошмарах нам не хватает времени (или сил) представить, задумать наше будущее, наше возвращение в эту Святую Русь.
Давайте попробуем. Помолимся и помянем миллионы душ, сгоревших в огромном российском котле в поисках земного рая. Помолимся и пойдем, наконец, дальше. Бессмыслицы в истории не бывает. Два Града российских пали. Но уже строится Град третий. И от тебя зависит: выстоять ему или в очередной раз быть разрушенным.

***

Читайте также:

Том первый. Центральная часть России

Том второй. Север и Северо-Запад России

Том третий. Поволжье

Том четвёртый. Средняя и Нижняя Волга

Том пятый. Южная часть центрального региона России

Том шестой. Юг России

Том седьмой. Приуралье

Том восьмой. Южный Урал и Зауралье

Том девятый. Урал

Том десятый. Западная Сибирь

***


Hosted by uCoz