Средняя и Нижняя Волга

Четвёртый том посвящён епархиям, расположенным на Средней и Нижней Волге России. Представлены материалы о Казанской, Саранской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Волгоградской, Астраханской епархиях.

Издательство "Очарованный странник", 2003 г. Формат 215х280, твёрдый переплёт, 576 страниц, цветные иллюстрации, суперобложка. Тираж 6000 экз.

СЛОВО ПАТРИАРХА

ЧИТАТЕЛЯМ СЕРИИ КНИГ
«РУССКИЕ МОНАСТЫРИ»

Дорогие братья и сестры!


Четвертая книга из серии «Русские монастыри», посвященная действующим монашеским обителям Среднего и Нижнего Поволжья, зримо показывает нам, что монашеская жизнь на русской земле возрождается, несмотря на все препятствия, встающие на этом пути. Среди волжских монастырей есть древние, основанные в ХVI веке, такие как Казанский Успенский Зилантов или Свято- Успенский Уфимский, – а есть и совсем молодые, «родившиеся» в последнее десятилетие нашей церковной жизни. Но все обители, независимо от своего возраста служат делу духовного просвещения, научения, каждодневного окормления тысяч верующих православных людей, миссионерского просвещения тех, кто утратил или только начинает вновь обретать веру. Многие обители связаны с именами выдающихся русских церковных подвижников: настоятелем Свято- Успенского Уфимского мужского монастыря с 1804 по 1810 годы был архимандрит Филарет (Дроздов), впоследствии митрополит Московский, великий церковный и общественный деятель, причисленный Церковью к лику святых, а устройству Богородице Ахтырского женского монастыря помогал великий Оптинский старец преподобный Амвросий. Удивительна и судьба Свято Духовского монастыря в Волгограде, который во время Сталинградской битвы (даже и будучи «упразднен») продолжал спасать и духовно окормлять людей! Укрывавшиеся за его стенами переписывали от руки псалмы и молитвы, молились перед уцелевшими иконами. Православные монастыри всегда помогали нашему народу, учили, просвещали, защищали от нападений. Они – неотъемлемая часть русской жизни, русской души. Верю, что сердце русского человека отзывчиво, как и прежде, – а потому будут и дальше расцветать по нашей земле возрождаемые монашеские обители.

 

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II(†2008)

 

***

 

Содержание четвёртого тома:

 

1. Вступительные статьи
Зачем России нужна национальная идея
Осужденные на бессмертие
На крыльях Серафима

2. Казанская епархия
Казанская икона в истории России
Из истории Казанской епархии
Казанский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь
Свято-Успенский Зилантов женский монастырь
Кизический мужской монастырь
Седмиозерная Богородичная пустынь
Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь
Макарьевская пустынь
Монастыри Свияжска
Раифская Богородицкая пустынь мужской монастырь

3. Саранская епархия
Монашество и монастыри на территории Мордовии
Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь
Параскево-Вознесенский Пайгармский женский монастырь
Свято-Троицкий Чуфаровский мужской монастырь
Свято-Тихвинский Куриловский женский монастырь
Казанская Ключевская Тургеневская пустынь мужской монастырь
Свято-Ольгинский Инсарский женский монастырь
Спасо-Преображенский Краснослободский мужской монастырь
Свято-Варсонофиевский Покрово-Селищенский женский монастырь
Александро-Невский Кимляйский мужской монастырь
Покровский мужской монастырь
Свято-Троицкий Ковыляевский женский монастырь
Журавкинский мужской монастырь в честь иконы Божией Матери
"Живоносный источник"
Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь

4. Симбирская епархия
Между Волгой и Свиягой город-страж
Жадовский Богородице-Казанский мужской монастырь
Михаило-Архангельский женский монастырь

5. Самарская епархия
Из истории Самарской епархии
Свято-Вознесенский Сызранский мужской монастырь
Свято-Воскресенский мужской монастырь
Самарский Иверский женский монастырь

6. Саратовская епархия
История монашества Саратовской епархии
Свято-Никольский мужской монастырь
Свято-Алексеевский женский монастырь
СВято-Никольский женский монастырь

7. Волгоградская епархия
История монашества Волгоградской епархии
Свято-Духов Царицынский мужской монастырь
Свято-Троицкий Белогорский мужской монастырь
Богородице-Ахтырский женский монастырь
Свято-Вознесенский Дубовский женский монастырь
Свято-Вознесенский Кременской мужской монастырь
Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий женский монастырь

8. Астраханская епархия
История монашества в Астраханской епархии
Иоанно-Предтеченский мужской монастырь

9. В поисках нового человека

 

***

 

А. А. Феоктистов
СЛОВО ОТ ИЗДАТЕЛЯ
Зачем России нужна национальная идея

(Отрывок)

Человек – это странник, путешествующий
через смертность и временность в
бессмертие и вечность.
Преподобный Иустин (Попович)

Этот том посвящен монастырям, расположенным вдоль великой русской реки Волги. Наше знакомство начинается с Казани, а заканчивается Астраханью. Мало кто задумывается, что великая русская река протекает по землям, населенным самыми разнообразными народами и племенами – марийцами, чувашами, татарами, казахами, калмыками, а на притоках этой реки живут удмурты, мордва, башкиры, зыряне, пермяки. И русский народ выступает здесь скорее скрепляющей, цементирующей массой, привнося в быт и культуру этих народов и свои обычаи, и свою религию – Православие. При всем многообразии конфессий, языческих обрядов у различных народов Православие остается главной составляющей религиозности страны. Тем большая ответственность за страну, за ее будущее и всех живущих в ней лежит на тех, кто несет на себе этот крест. Христос первым на планете выступил объединяющей силой и идеей, не выделяя никакого народа среди других. Это главная основа как христианства, так и всего нашего государства в целом. Равенство и братство придуманы не социалистами. Эти понятия впервые были привнесены в мир Спасителем.

Идеи Христа по преобразованию мира, несмотря на минувшие два тысячелетия, до сих пор понятны немногим. Внешняя ритуальная сторона поклонения доминирует над сутью самой идеи. Несовпадение произносимых слов с реальной деятельностью разрушает до основания саму идею. Построены тысячи храмов, тысячи воинов Христовых – его святые жизнью доказали, как постигается Царство Божие. Но основная масса людей не в силах справиться с исполнением заповедей Спасителя – чтить своих родителей, не убивать, не лгать, не красть, не прелюбодействовать, не желать жены ближнего, ни вола его, ни осла его и т. д. Самые элементарные нормы поведения большая часть христиан никогда не выполняла, ссылаясь на зло мира, на его несправедливое устройство. В лучшем случае – молитва к Богу: «Помилуй меня и спаси!» Человек, созданный по образу и подобию Божиему, из века в век продолжает жить как «умственно развитое животное», осознавая свое несовершенство и слабость. Интересно в этом плане высказывание Г. Белинского: «...Знаете ли вы, что нельзя насчитывать грехи человеку и обременять его долгами и подставными ланитами, когда общество так подло устроено, что человеку невозможно не делать злодейств, когда он экономически приведен к злодейству, и что нелепо и жестоко требовать от человека того, чего уже по законам природы не может он выполнить, если б даже хотел...» Оказываются непригодными законы природы и экономика. Беда всех социалистов состоит в том, что они искренне считали и считают, что, справедливость начинается с экономических законов. Идеи превращались в деяния, и десятки миллионов гибли под гильотиной революций. Массовые убийства по идейным соображениям сменились в конце ХХ века в России бандитскими разборками при дележе нажитого при социализме капитала. Во время «возвращения» от социализма к капитализму погибло не меньше соотечественников, чем при строительстве коммунистического общества. Алчность, как дикий зверь, вырвалась на просторы России, уничтожив все завоевания предыдущих поколений. Я не буду говорить о том, какие «радости» мы получили взамен. Остановлюсь только на одном вопросе, который нам близок по тематике. Обещание вернуть церкви награбленное у нее, передать хотя бы сохранившиеся ценности практически не выполняется. И чем дальше удаляешься от столицы, тем страшнее картина разрушенных обителей. До сегодняшнего дня многие из них с трудом выбираются из руин, в буквальном смысле бедствуют. Но что прискорбнее всего – это осознание людьми, что лицемерием пропитан воздух нынешней России и что по большому счету при всех обильных разговорах о возрождении духовности монастыри эти никому не нужны. Искренне верующих так мало, что голос молящихся заглушается ревом всевозможных предвыборных кампаний, финансовых склок, скандалов, настоящих шабашей представителей так называемой современной «культуры».
В 2003 году состоялось событие большой важности – празднование столетия прославления преподобного Серафима Саровского. Казалось бы, эта дата могла стать отправной точкой для огромной работы по возвращению утраченных духовных и материальных ценностей православного народа, так сказать, стартовой позицией, наступлением на атеистическое невежество. Провели, отметили, помолились. Что дальше? Конечно, десятки тысяч россиян после праздника посетили эти святые места и продолжают прибывать в Дивеево. Но событие не получило той полноты, что должно было получить.

Мы так много уделяем внимания «обустройству России», что совсем забываем о тех, кто ее должен обустраивать. Откуда возьмут они силы, чтобы после всего пройденного задуматься об этой России? Можно справиться с отчаянием после революции, великой войны, испытав голод, холод, лишения. Но откуда взять силы после предательства? Откуда возьмется вера в необходимость отдать себя Родине? Чего не хватало России накануне развала СССР? Бога! И больше ничего. Все наши безобразия начинаются во времена, когда, как справедливо заметил Ф. М. Достоевский, теряется нравственный центр для всего общества – Христос. А он был потерян. И сегодня, несмотря на открывающиеся храмы, монастыри, общество стало еще дальше от Христа, нежели оно было в эпоху социализма. В те годы, несмотря на все репрессии, в старшем поколении еще сохранялись христианские принципы в отношениях между людьми. И вопреки самым изощренным способам отлучить народ от Бога не удавалось. Храм из разоренных церквей и обителей переместился в сердце россиянина. А движения сердца неподвластны никакому карающему органу.

Сегодня мало кто задумывается, как близок христианский мир к гибели. Особенно слабоумна в этом отношении Европа. Никто не хочет понять актуальности данного вопроса. А вместе с ним необходимости возрождения великой России. Государство, которое веками «держало щит между враждебных рас монголов и Европы», даже во вред себе стараются добить, доломать. Многомиллионные, нищие мусульманские страны как дамоклов меч нависают над нынешней европейской цивилизацией. И стоит России пропустить их через себя – от Европы ничего не останется. Победная поступь мусульман оправдана. Эти народы, несмотря на нищету, безграмотность, необразованность, выполняют главные заповеди Господа, единого для всех религий – не уничтожают в утробе детей, чтят своих родителей и старших, постятся и молятся, не пьют ведрами спиртное, не курят, заботятся о нравственности и до неистовости верят в своего Бога! Они биологической массой – рождением детей, увеличением численности населения во многих местах вытесняют другие народы. Пример – Косово. Но мало кто из европейцев увидел в Косово свою ближайшую гибель. Патологическая ненависть к славянам затмила разум, и НАТО выступило на стороне албанцев, по существу, предав своих братьев по вере. А зря… Чтобы сохранить европейскую цивилизацию, к которой мы относимся, необходимо вернуться не виртуально, не на словах, даже не в молитвах, а в деяниях к христианским принципам организации общества. Так случилось, что во время бомбежек Югославии я читал замечательные труды преподобного Иустина Поповича, иеромонаха из Сербии, закончившего свои земные дни в 1979 году. Изумительные по чистоте и радости проповеди, богословские труды и его поэтическая необычная работа «Серна в потерянном раю». Пожалуй, этот человек смог удивительным образом объяснить превосходство Православия, его христианскую гуманность и то, что отделяет нас с вами от Запада. От лица серны пишет он эти строки «Я услышала, как поток слез прожурчал: «Люди хвалятся каким-то разумом». А я смотрю на них по их главным делам – греху, злу, смерти. И делаю вывод: если их разум исчерпывает себя тем, что измыслил и сотворил грех, зло и смерть, тогда это не дар, а проклятие. Разум, живущий и выражающий себя через грех, – это наказание Божие. Великий разум – великое наказание. Если бы мне сказали, что я разумна, по человеческому понятию разумна, – то этим бы оскорбили меня. Если такой разум является единственной похвалой людей, то я не только отрекаюсь от него, но и проклинаю его. Если бы от него зависели даже мой рай и мое бессмертие, я бы навсегда отреклась бы от рая и от бессмертия. Разум без доброты – это наказание Божие. А великий разум без великой доброты – это невыносимое проклятие. С разумом, но без доброты и нежности, человек – это законченный демон. Слышала я от небесных Ангелов, омывающих крылья в моих слезах: дьявол – это великий разум, не имеющий нисколько доброты и любви. Человек – именно это, когда у него нет доброты и любви. Человек разумен. Но без доброты и милосердия он – ад для моей нежной души, ад для моего печального сердца, ад для моих незлобивых очей, ад для моего кроткого существа. К одному желанию возлетает моя душа: чтобы ни жить мне ни на этом, ни на том свете с разумным человеком, не имеющим ни доброты, ни сострадательной нежности. Только так я соглашаюсь на бессмертие и вечность. Если же нет, то истреби меня, Боже, и претвори в небытие!» Никаких компромиссов! – Без любви – нет человека.

Для того, чтобы в России однажды родилась своя национальная идея, мы должны с вами довести до общества труды таких людей. Основы богословия, философию христианства необходимо изучать в школе. Это формирование человека. С первого до последнего класса. Математика, грамматика, история – это замечательно, но для чего? Князь Евгений Трубецкой в очерке «Иное царство» писал накануне революции: «Всем этим с необычайной силой ставится вопрос, который всегда был основным для человека, – вопрос о смысле жизни. Сущность его – всегда одна и та же, он не может изменяться в зависимости от тех или других переходящих условий времени. Но он тем определеннее ставится и тем яснее сознается человеком, чем ярче выступают в жизни те злые силы, которые стремятся утвердить в мире кровавый хаос и бессмыслицу.
В течение беспредельной серии веков в мире царствовал ад – в форме роковой необходимости смерти и убийства. Что же сделал в мире человек, этот носитель надежды всей твари, свидетель иного, высшего замысла? Вместо того, чтобы бороться против этой «державы смерти», он изрек ей свое «аминь». И вот ад царствует в мире с одобрения и согласия человека – единственного существа, призванного против него бороться; он вооружен всеми средствами человеческой техники. Народы живьем глотают друг друга; народ, вооруженный для всеобщего истребления – вот идеал, который периодически торжествует в истории. И всякий раз его торжество возвещается одним и тем же гимном в честь победителя – «кто подобен зверю сему!»

Как случилось, что самая читающая страна в мире стала самой безграмотной духовно? Что она читает? Почему мимо ее глаз проходят самые гениальные строки наших классиков? Почти полтора века звучат слова Федора Михайловича Достоевского: «Просыпалась великая идея, вознесшая, может быть, сотни тысяч и миллионов душ разом над косностью, цинизмом, развратом и безобразием, в которых купались до того эти души. Ведь вы знаете, народ наш считают до сих пор хоть и добродушным и даже очень умственно способным, но все же темной стихийной массой, без сознания, преданной поголовно порокам и предрассудкам, и почти сплошь безобразником. Но, видите ли, я осмелюсь высказать одну даже, так сказать, аксиому, а именно: чтоб судить о нравственной силе народа и о том, к чему он способен в будущем, надо брать в соображение не ту степень безобразия, до которого он временно и даже хотя бы и в большинстве своем может унизиться, а надо брать в соображение лишь ту высоту духа, на которую он может подняться, когда придет тому срок. Ибо безобразие есть несчастье временное, всегда почти зависящее от обстоятельств, предшествовавших и преходящих, от рабства, от векового гнета, от загрубелости, а дар великодушия есть дар вечный, стихийный, дар, родившийся вместе с народом, и тем более чтимый, если и в продолжение веков рабства, тяготы и нищеты он все-таки уцелеет, неповрежденный, в сердце этого народа. Именно народ наш любит точно так же правду для правды, а не для красы. И пусть он груб, и безобразен, и грешен, и неприметен, но приди его срок и начнись дело всеобщей всенародной правды, и вас изумит та степень свободы духа, которую проявит он перед гнетом материализма, страстей, денежной и имущественной похоти и даже перед страхом самой жесточайшей мученической смерти. И все это он сделает и проявит просто, твердо, не требуя ни наград, ни похвал, собою не красуясь: «Во что верую, то и исповедую».

Русская идея не может ни устареть, ни умереть. Затоптанная и ошельмованная, спрятанная от народа, она все равно прорвется сквозь улюлюканье ее заклятых врагов. Если мы хотим всерьез возродить страну, мы обязаны четко и ясно сформулировать для народа ту идею, которая заставит его самого встать с колен и поднять за собой Россию. Да разве один Ф.Достоевский писал о ней. Вспомните труды Соловьева, Федорова, Розанова, братьев Трубецких, Булгакова, Бердяева, Франка, Лосского, Вышеславцева, Ильина, Флоренского, Карсавина, Лосева. А еще были наши космисты, о которых сегодня никто не знает. Это потрясающий по грандиозности замысел – полет человека от Божьего храма в бесконечный космос, и Божье освоение этого мертвого мира посредством человека. Господи, сколько прекрасного написано о предполагаемом пути России! Но создается впечатление, что все, кто управлял страной и кто сегодня взял за нее ответственность перед Богом и народом, начиная с царя и кончая нынешними президентами, или не читали эти труды, или сознательно приняли путь голого разума. Эта маниакальная мечта прозападных политиков во все времена существования России. И что удивительно – сколько бы ни давали нам по морде с той, желанной нам, стороны, все равно неймется. Что касается этого самого западного «мышления», то по данному вопросу Ф. М. Достоевский также точно и оригинально высказался в своих дневниках: «…Да и кто из проповедующих «европейские» идеи серьезно у нас в них верит? Конечно, лишь люди честные и при этом непременно добрые (так что и верят-то лишь по доброте души), но ведь много ль у нас таких-то? Если уж всё говорить, так ведь у нас, может быть, нет ни одного европейца, потому что мы и неспособны быть европейцами. Умы же передовые, биржевые и всячески руководящие берут у нас с европейских идей лишь оброк, и я думаю, что это у нас так и есть, повсеместно. Не говорю, конечно, про людей с большим здравым смыслом: те не верят в европейские идеи, потому что и верить-то не во что, ибо никогда и ничто на свете не отличалось такою неясностью, туманностью, неопределенностью и неопределимостью, как тот «цикл идей», который мы нажили себе в двухсотлетний период нашего европейничания, – а в сущности не цикл, а хаос обрывков чувств, чужих недопонятых мыслей, чужих выводов и чужих привычек, но особенно слов, слов и слов – самых европейских и либеральных, конечно, но для нас все же слов, и только слов».

Хаос порождает хаос, система – порядок. Идея – это система, приводящая в движение разум, сердце, душу. В предыдущем томе мы писали о концепции национальной идеи. Нашими богословами, философами, писателями сказано достаточно много и понятно относительно России и ее народа.
Взяточничество, воровство, пьянство, наркомания, бандитизм, предательство интересов Родины – это потеря Христа в сердце. Страна не развалилась бы, если бы народы понимали, ради чего она существует, если бы существовала цементирующая, объединяющая сила. Эта сила должна быть мобилизована и в первую очередь за счет привлечения средств массовой информации. Я диву даюсь, когда смотрю «Времена» В. В. Познера, ведущего политического обозревателя первого государственного канала. Да и не только его. Создается впечатление, что общество пришли учить новые «варяги», упрекая россиян и в безграмотности, и в бессовестности, и в нелюбви к американскому народу (а, собственно, за что мы его должны любить?) Я не хочу останавливаться на частностях этих передач, но у ведущего всегда находится тема для менторского поучения. Страна наша и общество далеки от идеала. Но говорить об их грехах без боли, без личного сочувствия, а как бы о чем-то чужеродном, падшем и низком, я считаю безнравственным и оскорбительным для всего моего народа. Телевидение должно просвещать. Оно должно созидать и строить нового человека. Сегодня, кроме разрушения, ничего нет. Приглашение подобных ведущих я могу объяснить только нашим слабоумием. Слово созидает, слово и разрушает. Я благодарен В. В. Познеру за искренность, когда он говорит, что не считает Россию своей родиной, а скорее родиной для него является Америка, и он представляет взгляды и идеи именно этого народа. У него в доме, сообщает корреспондент, нет ни одной книги на русском языке. Этакий рупор «всечеловечества» для необразованной и варварской России. Да ладно бы один такой певец «свободы и справедливости»! А то ведь по всем каналам. Их передачи, имея разную форму, едины в содержании, а точнее – в идее. Их выступающие, как одна колода карт, переходят с одного канала на другой, но говорят об одном и том же – умственной отсталости России и ее населения. О вине нашего народа перед всеми другими. Создается такое впечатление, что все обозреватели подобных политических «шоу» являются гражданами не России, а совсем иных враждебных ей государств. Но дело не в них. Правительство, допускающее подобное вещание, совершает преступление. Свобода слова не имеет ничего общего с тем водопадом помоев, что выливается на россиян. Я не демократ в понимании шельмующих значение этого слова. Демократия «всечеловеков» предлагает участие на равных Господа и сатаны в судьбе мира. Да какой там на равных! Идея Христа отсутствует. Или выступает некоей декорацией и прикрытием для интервенции антибожественных идей.

На мой взгляд, для нас должны наступить такие времена, когда в России во главу угла встанут национальные интересы, наши традиции, духовность истинная, а не показная, когда русский народ, а вместе с ним и остальные, почувствует себя не в гостях, а дома. Сегодня нет ни национальной литературы, ни культуры, ни песен наших, от которых душа к Богу поднимается. Ничего. Пустыня. Именно для этого и должна быть создана, выпестована государственная идея, чтобы мы почувствовали себя снова на Родине. Она должна быть выдвинута на всенародное обсуждение и стать основой для принятия новой Конституции. Русская идея – это многонациональная идея, объединяющая все народы. Суть ее – нравственное совершенствование человека, без которого невозможна никакая победа над злом.

***

Читайте также:

Том первый. Центральная часть России

Том второй. Север и Северо-Запад России

Том третий. Поволжье

Том четвёртый. Средняя и Нижняя Волга

Том пятый. Южная часть центрального региона России

Том шестой. Юг России

Том седьмой. Приуралье

Том восьмой. Южный Урал и Зауралье

Том девятый. Урал

Том десятый. Западная Сибирь

***

 

Hosted by uCoz