Южная часть Центрального региона России

 

Пятый том повествует о монастырях южной части Центрального региона России и содержит очерки о Тамбовской и Мичуринской, Пензенской и Кузнецкой, Липецкой и Елецкой, Воронежской и Борисоглебской епархиях. Он посвящается пятнадцатилетию интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II(†2008).

Издательство "Очарованный странник", 2005 г., Формат 215х280, твёрдый переплёт, 480 страниц, цветные иллюстрации, суперобложка. Тираж 6000 экз.

СЛОВО ПАТРИАРХА

…Отрадно видеть, как ныне по всей земле Русской вновь начинают возноситься к небу купола и маковки возрожденных Божьих храмов и святых обителей. Господь явил нашему поколению Свою неизреченную милость – своими глазами увидеть возрождение святого Православия на Руси. Наше время возлагает на всех нас, архипастырей и пастырей, монашествующих и мирян, огромную ответственность - чистотой жизни, деятельной любовью к ближним и верностью Христу участвовать в преображении нашего Отечества. Христиане призваны в море житейских волнений помочь соотечественникам обрести Бога, найти дорогу к храму.

 

Из Поздравительного послания
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II(†2008)
епископу Тамбовскому и Мичуринскому Феодосию
по случаю 155-летия Богородицко-Знаменского Сухотинского
женского монастыря

 

***

 

Содержание пятого тома:

1. Вступительные статьи
Россия - обитель наша
Пещерные монастыри как явление русской духовной культуры

2. Тамбовская епархия
Из истории Тамбовской епархии
Тамбовский Казанский Богородичный мужской монастырь
Памяти архиепископа Евгения (Ждан)
Тамбовский Вознесенский женский монастырь
Трегуляевский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь
Мамонтовская Свято-Никольская пустынь
Богородице-Знаменский Сухотинский монастырь
Козловский Свято-Троицкий монастырь

 

3. Пензенская епархия
Из истории Пензенского монашества
Тихвинский Керенский мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монасты
Наровчатский Троице-Сканов женский монастырь

4. Липецкая епархия
Из истории монашества Липецкой епархии
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Георгий Затворник
Свято-Тихоновский Богородицкий Тюнинский женский монастырь
Задонский Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь
Свято-Успенский Липецкий мужской монастырь
Елецкий Знаменский женский монастырь
Раненбургский Петропавловский мужской монастырь
Троекуровский Свято-Дмитриевский Иларионовский женский монастырь

5. Воронежская епархия
К истории монастырей Воронежской епархии
Из истории монашества Воронежской епархии
Белогорские пещеры
Свято-Алексиево-Акатов женский монастырь
Спасо-Преображенский Толшевский женский монастырь
Спасский женский монастырь
Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь
Чудеса от Сицилийской Дивногорской иконы Божией Матери
Мужской монастырь во имя преподобного Серафима Саровского

 

***

 

Татьяна Петрова
ПЕЩЕРНЫЕ МОНАСТЫРИ КАК ЯВЛЕНИЕ
РУССКОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

(Отрывок)

На Руси пещерные монастыри возникали в каждом столетии на протяжении всего тысячелетия христианства с Х по XIX век. По имеющимся данным (далеко не полным), они находились в Киевской, Волынской, Черниговской, Харьковской, Воронежской, Курской, Тамбовской, Нижегородской, Пензенской, Московской, Петербургской, Псковской губерниях России. Пещерные монастыри пользовались в народе особым уважением и любовью за строгость иноческой жизни, древность и святость места и являлись объектом паломничества многих поколений русских людей. Факт периодичности возникновения таких монастырей и их широкое территориальное распространение свидетельствует об устойчивой духовной традиции русского монашества, история которого, в свою очередь, начинается с первого исторически известного русского монастыря – Киево-Печерского. Однако пещерные монастыри как явление русской духовной культуры никогда не были предметом специального исследования. Еще в 1859 году И. И. Срезневский, давая палеографическую оценку надписей в т. н. Ивановой пещере, случайно обнаруженной в Киеве недалеко от Цепного моста в 1853 году, обратил внимание ученых на необходимость научносравнительного изучения Киевских пещер – древнейших памятников русской христианской культуры). В конце XIX - начале XX века проводились лишь отдельные исследования подземных иноческих жилищ в Киеве: Зверинецкие, Китаевские пещеры, Варяжская пещера Киево-Печерской Лавры. Профессором В. Б. Антоновичем был обнаружен древний скальный монастырь у села Бакоты на Днестре. Но известные социальные потрясения 1917 года положили конец начавшимся работам в этой области церковной археологии. О плохой изученности киевских пещер говорит археолог П. П. Толочко в своей книге «Тайны киевских подземелий» (Киев, Наукова Думка, 1971). О неизученности в истории русской архитектуры подземных сооружений говорится в статье В. И. Плужникова, посвященной пещерным монастырям на Дону и Осколе, опубликованной в 1985 году. Единственным историко-археологическим исследованием, в котором автор делает попытку сравнительного изучения подземных сооружений г. Киева, остается книга И. М. Каманина «Зверинецкие пещеры в Киеве. Их древность и святость», вышедшая в Киеве в 1914 году. Результаты археологических исследований Зверинецких пещер представляют огромный научный интерес, так как они возникли раньше Лаврских пещер примерно на 60 лет и в отличие от последних сохранили устройство периода XI-XII веков в неизменном виде. Сравнение устройства алтаря и погребений на Зверинеце и в Лавре автор делает с таковыми же в Римских катакомбах, на Афоне и в Крыму и приходит к довольно туманному заключению, что «Зверинецкие пещеры, как и Лаврские, были устроены по общему образцу Афонских и Крымских». Степень изученности Киевских пещер позволила И. М. Каманину сравнить Зверинецкие только лишь с Ивановой пещерой, о которой говорил И. И. Срезневский, и отчасти с Лаврскими пещерами. Пожелание Срезневского о научно-сравнительном изучении Киевских пещер, высказанное им почти полтора века назад, так и осталось одним лишь пожеланием. Мы попробуем подойти к вопросу о пещерных монастырях с точки зрения общехристианской и русской православной духовной традиции.

ИЗ ИСТОРИИ ХРИСТИАНСКИХ
ПЕЩЕРНЫХ МОНАСТЫРЕЙ


Рассматривая историю русских пещерных монастырей как часть истории христианского монашества, необходимо вспомнить, что пещерные монастыри на христианском Востоке впервые появились в Палестине в IV веке. Они возникли одновременно с установлением правильной организации монашеской жизни в виде лавр и киновий и представляют собой один из видов пространственной организации христианских монастырей. В прошлом столетии в Палестине имелось несколько действующих православных монастырей, относящихся к пещерному типу устройства. К ним относятся: лавра св. Саввы, основанная этим святым в 502 году; пещерный монастырь в Сорокодневной горе Иерихонской долины: лавра св. Феодосия «Киновиарха», основанная им в середине V века, исторически известны также другие пещерные монастыри Палестины. Среди них один из семи монастырей, основанных в Иудейской пустыне св. Саввой Освященным, именовавшийся «Пещерной киновией». Наставники св. Саввы – Евфимий Великий и св. Феоктист – положили начало не одному монастырю в Палестине. В обители, получившей название «монастыря св. Феоктиста», эти святые устроили церковь для братии в своей пещере, где они поселились вначале для отшельнических подвигов. Лавра св. Евфимия также выросла вокруг пещеры этого отшельника. По его кончине (20 января 473 г.) в пещере, где безмолвствовал св. Евфимий, патриархом Анастасием был устроен большой храм. «Средину его отделили для гроба великого отца, а с обеих сторон устроили усыпальницы для пресвитеров, игуменов и прочих честных мужей». Обширные пещерные лабиринты до сих пор находятся напротив лавры Сука – одной из трех лавр, основанных св. Харитоном (ок. 350 г.), который всегда избирал местом своего жительства пещеры, дававшие начала монастырям (лавра Фаран, Иерихонская лавра). Древний монастырь на Сионской горе имел в своем подчинении находившиеся поблизости многочисленные пещеры в долине сынов Енномских. В Греции, по сведению Е. Голубинского, в прошлом веке существовал «один древний пещерный монастырь под названием «Великая пещера». Он находился «в северном Пелопонесе, в двух часах на север от города Калавриты», и был устроен в огромном естественном гроте. Мы не будем касаться в данном случае пещерных монастырей Крыма и Кавказа, так как в истории монашества они имеют вторичное происхождение от монастырей восточных. На Кавказе их возникновение связывают с волной сирийских монахов-переселенцев, пришедших сюда во времена крестовых походов IX-X веков. В Крыму известны скальные храмы I-II веков. В прошлом веке благодаря заботам епископа Херсонского и Таврического Иннокентия при некоторых из этих древнейших христианских храмах возникли русские иноческие общины. Но о монастырской жизни в Крымских пещерах во всю предшествующую эпоху нам ничего не известно, а в археологии они остаются практически неисследованными. Кроме того, в истории русского монашества крымские и кавказские монастыри не нашли никакого отражения. Однако необходимо отметить, что проводившиеся русскими археологами сравнения Зверинецких пещер с древнейшими храмами Крыма выявили общность в их устройстве, что свидетельствует о древних традициях наших первых монастырей. Ту же особенность – отсутствие алтарной преграды – мы видим на Кавказе, например, в пещерном храме в Сабереэби, устроенном сирийскими монахами в Грузии, на границе с Азербайджаном.

ПЕЩЕРНЫЕ МОНАСТЫРИ
РОССИИ


Кроме перечисленных пещерных монастырей, в России существовали и другие пещерные монастыри. Приводим хронологический перечень известных нам монастырей.

Святогорский Зимненский монастырь во Владимиро-Волынском уезде. По преданию, сооружен в 1001 году св. равноапостольным кн. Владимиром и назывался Успенским Печерским.

Троицко-Ильинский монастырь в Чернигове на Болдинских горах, основан преп. Антонием Печерским в 1069 году.

Недалеко от него располагался Елецкий Успенский монастырь, основание которого также связывают с пребыванием здесь преп. Антония.

Трактомировский или Терехтемиревский-Зарубский-Успенский, или Крестовоздвиженский монастырь Киевской губернии Коневодского уезда. О нем в Ипатьевской летописи говорится под 1147 годом.

Святогорская Успенская пустынь в Изюмском уезде Харьковской губернии Предположительно основана киевопечерскими иноками в XIII ст.

Успенская Почаевская лавра в Кременецком уезде Волынской губернии. По преданию, возникла при тех же обстоятельствах.

Молчанская Рождество-Богородицкая Софрониева пустынь в Курской губ., Путивльском уезде. Начало здесь отшельнической жизни относят к XIII веку.

Печерский Вознесенский мужской монастырь Нижегородской губернии и уезда основан в 1330 году св. Дионисием. Здесь почитается принесенная им чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Печерской».

Псково-Печерский монастырь в Псковском уезде. По местному преданию, основателями обители были выходцы из Киево-Печерского монастыря, пещера «Богом зданна» становится известной окрестным жителям с 1392 года, а первая церковь Успения Божией Матери здесь была освящена в 1473 году.

Саввин монастырь в честь св. Саввы Освященного в г. Москве, на Девичьем поле. Существовал уже в XV столетии.

Посолотин-Новые Печеры-Успенский монастырь Санкт-Петербургской губ., Лужского уезда. Существовал уже в конце XVI столетия.

Саровская Успенская пустынь в Темниковском уезде Тамбовской губернии. Официальное открытие монастыря произошло в 1700 году. Первая монастырская церковь деревянная, была освящена в 1706 году, а к 1711 году братией было окончено сооружение пещер в полугоре, и в том же году освящена пещерная
церковь во имя преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Лубенский Мгарский Свято-Преображенский монастырь Полтавской губернии. Был основан в начале XVII века Исаией Копинским, впоследствии митрополитом Киевским, постриженником Киево-Печерской Лавры.

Дивногорский Успенский монастырь в Коротоякском уезде Воронежской губернии основан в первой половине XVII столетия. Состоит из двух пещерных монастырских комплексов, расположенных друг от друга на расстоянии 2-х км – Малые Дивы и Большие Дивы.

Троице-Никольский Холковский монастырь Курской губ., Новооскольского уезда. Основан около 1620 года.

Шатрищегорский Преображенский женский монастырь Воронежский губернии. Монастырь основан около 1652 года. «Хотя обитель уже в начале 1760-х годов пришла в полное запустение, богомольцы не только продолжали посещать ее пещеры, но тайно занимались их обновлением вопреки противодействию местной власти, порой прибегавшей к карательным акциям».

Троицкий Сканов монастырь в Наровчатском уезде Пензенской губернии. Основан в середине XVII века.

Рыхловский Пустынно-Николаевский монастырь в Кровелецком уезде Черниговской губернии. Основан в 1666 году гетманом Даниилом и братом его Василием Хмельницким на месте явления иконы Св. Николая.

Белогорский Воскресенский монастырь в Острогожском уезде Воронежской губернии. Открыта обитель в 1882 году на месте Белогорских пещер, существовавших с 1796 года и выкопанных казачкой Марией Шерстюковой и крестьянами Иваном Тищенко и Андреем Васильченко. В длину пещеры достигали до 2 верст.

Гефсиманский скит при Троице-Сергиевой Лавре Московской губернии. Основан в 1844 году. Полуподземная церковь была освящена во имя Гефсиманского моления Господа Иисуса Христа.

Черниговский скит – пещерное отделение Гефсиманского скита был основан тремя годами позже, в 1847 году. Основатель его – почитаемый в народе Христа ради юродивый Филиппушка (в монашестве Филарет, в схиме Филипп; 1868 год). Подземная церковь освящена во имя Архистратига Михаила.

В 1851 году недалеко от комплекса Малых Див, в окрестностях слободы Селявной Воронежской губернии, «начал копать пещеры крестьянин из слободы Щучьей Острогожского уезда П. П. Курбатов.

Через два года ему стал помогать Н. М.Шагов – государственный крестьянин из Бирюченского уезда. В 1856 году с пещерами Курбатова и Шатова ознакомился духовный следователь Устиновский и признал, что этот подземный комплекс устроен «весьма благоразумно». Тем не менее, соседний Дивногорский монастырь вскоре добился прекращения пещерокопательств около Селявной с передачей ему под надзор уже выкопанных пещер и с зачислением пещерокопателей в состав его братии».

Интереснейший скальный монастырь был обнаружен в конце XIX века В. Б. Антоновичем на обрывистом берегу р. Днестр у села Бакоты.

Пещерные монастыри на берегах Днестра не являлись в прошлом веке достоянием лишь археологической науки. Действующими монастырями были:

- Сахарнянский Троицкий монастырь в Оргеевском уезде с древним Благовещенским храмом. В 12 верстах отсюда, в прибрежных скалах правого берега реки Днестра, Троицкий монастырь в XIX веке устроил скит на месте другого древнего пещерного монастыря;

- Днестровский Шабский или Жабский Вознесенский монастырь в Сорокском уезде, на границе с Подольской губернией (ныне Винницкой обл.). Основан в середине XVII века иеромонахом Иезекиилем;

- пещерные сооружения существуют также в Иоанно-Богословском монастыре Рязанской губернии.

***

Читайте также:

Том первый. Центральная часть России

Том второй. Север и Северо-Запад России

Том третий. Поволжье

Том четвёртый. Средняя и Нижняя Волга

Том пятый. Южная часть центрального региона России

Том шестой. Юг России

Том седьмой. Приуралье

Том восьмой. Южный Урал и Зауралье

Том девятый. Урал

Том десятый. Западная Сибирь

***

 

Hosted by uCoz