Юг России

 

Шестой том содержит очерки о монастырях Орловской и Ливенской, Курской и Рыльской, Белгородской и Старооскольской, Ростовской и Новочеркасской, Екатеринодарской и Кубанской, Майкопской и Адыгейской епархиях. Этот том посвящается 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского, празднование которого состоялось в 2004 году и 300-летию святителя Иоасафа, которое было торжественно отмечено в Белгородской и Старооскольской епархии в 2005 году.

Издательство "Очарованный странник", 2006 г., Формат 215х280, твёрдый переплёт, 536 страниц, цветные иллюстрации, суперобложка. Тираж 6000 экз.

 

СЛОВО ПАТРИАРХА

 

…Влияние иночества на мир и обратное влияние мира на иночество в различные периоды истории приобретало на Руси характер судьбоносный, иногда трагический, связанный с расцветом или оскудением аскетического идеала в народной душе. Сегодня на современное монашество возлагается особая пастырская и миссионерская ответственность, ибо по причине урбанизации жизни наши монастыри находятся в тесном соприкосновении с миром. Мир приходит к стенам обители, пытаясь найти там духовную поддержку, и монастыри наши своим молитвенным подвигом и доброделанием созидают и исцеляют душу народа, вновь научая его благочестию.

 

 

 

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II(†2008)

 

***

Содержание шестого тома:

1. Вступительные статьи
Слово от издателя. Параллельные миры
Возвращение Серафима

2. Орловская и Ливенская епархия
Из истории монашества Орловской епархии
Свято-Успенский мужской монастырь
Святой равноапостольной Марии Магдалины женский монастырь
Свято-Введенский женский монастырь
Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь

3. Курская и Рыльская епархия
Курский край и монастырская культура
Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь
Свято-Троицкий женский монастырь
Знаменский мужской монастырь
Горнальский Свято-Николаевский мужской монастырь
Женский монастырь во имя Алексия, человека Божия
Женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери
Рыльский Свято-Никольский мужской монастырь

4. Белгородская и Старооскольская епархия
Из истории Белгородской епархии
Из истории монашества Белгородской епархии
Марфо-Мариинский женский монастырь
Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь
Воскресенский женский монастырь

5. Ростовская и Новочеркасская епархия
Монастыри Войска Донского
Старочеркасский Свято-Донской мужской монастырь
Свято-Иверский женский монастырь
Свято-Покровский мужской монастырь

6. Екатеринодарская и Кубанская епархия
Из истории монашества Екатеринодарской епархии
Свято-Духов мужской монастырь
Святой равноапостольной Марии Магдалины женский монастырь
Свято-Успенский женский монастырь
Женский монастырь во имя иконы Божией Матери "Нерушимая стена"
Крестовая пустынь
Свято-Георгиевский женский монастырь

7. Майкопская и Адыгейская епархия
Свято-Михайло-Афонская Закубанская мужская общежительная пустынь

***

 

А. А. Феоктистов
СЛОВО ОТ ИЗДАТЕЛЯ
"ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ"

(Отрывок)

Однажды мы не придали значения, когда на дороге небольшой камешек попал нам в самое верхнее основание лобового стекла. Малюсенькая точечка. Она долго не давала о себе знать. Но потом пошла маленькая трещинка, затем разветвилась, приблизилась к середине, сделала замысловатый завиток, появилось помутнение на стекле. От поездки к поездке – чем дальше, тем больше. Стекло – такой хрупкий материал, что на нем изъяны становятся быстро заметными. Другой вопрос – целая страна, общество. Это экономика, промышленность, сельское хозяйство, культура, общественные образования, семьи, школы. Чего только нет в нашем Российском государстве. И все в процессе переделок поражено. Ведь сколько камней влетело! Да каких! С трещинами и расколами, с помутнением и необратимым процессом окончательного разрушения. Когда я внимаю нашим средствам массовой информации, появляется ощущение, как у того алкоголика, который, опорожнив с утра первый стакан, заявляет: «А жизнь-то налаживается!». Но жизнь налаживается где-то в другом, параллельном мире, с которым я не сталкиваюсь. Я с искренним уважением отношусь к нашему Президенту В. В. Путину, который чуть ли не умоляет своих министров поменять на российской телеге четырехугольные колеса на круглые. Но при всех потугах, создании социальных и иных программ, общественных комитетов и советов для контроля на местах ничего не меняется. Стена «исполнителей» бетонным монолитом окружает верховную власть от народа. Через нее мышь не проскочит. Эти люди, к которым обращается наша власть, должны иметь совесть, внутреннюю культуру. Иначе все благие пожелания останутся на бумаге. Это страшно. Потому что наступает девальвация власти. Каждый день россияне видят на экранах Президента, который ратует за улучшение их жизни. На месте они сталкиваются с кучей мошенников или совершенно равнодушных к их нуждам лиц. Параллельные миры власти и народа существуют по одной причине – нет единой идеи у государства и личности.
Нет цементирующей силы духа и единого помысла о будущем России. В такой ситуации гарантирован полный развал государства. Об этом очень откровенно говорят наши ученые, а уж зарубежные политики полны желания снова разделить Россию на княжеские уделы. Действуют умело и изощренно. Дело дошло до того, что, беседуя со мной, одна игуменья, кстати, человек добрейший и замечательнейший, говорит: «А знаете, что прорицают украинские старцы? Россия наша останется, но будет государством маленьким, только вот в самом центре… Жалко, конечно. Но хоть так…». Это какие же «старцы» пророчествуют нам со слов господина Бжезинского? Откуда расползается уже по монастырям разлагающий запах нашего духовного тлена? В каждом храме икона преподобного Сергия Радонежского, говорившего, что только единением спасемся. Где пример преподобного? Только в поклонах, да в копеечных свечах возле его светлейшего образа. Разве это почитание?

«Сергиева пустынь» в Санкт-Петербурге. Наместник отец Николай, отстаивая древний монастырь, буквально подорвал здоровье. Отвоевал всю территорию с захоронениями известнейших петербуржцев, все здания, уцелевшие храмы. Кто помогает? Никто. Рядом, буквально в нескольких десятках метров, восстал из пепла Константиновский дворец – нынешняя северная резиденция Президента. Неужели сложно найти средства и для духовного очага петербуржцев, да еще во имя кого созданного! Отец Николай не раз просил меня – не пиши ты об этом. Меня, мол, отсюда вообще выкинут, а куда пойду? Ни кола, ни двора. Неужели мы, и правда, столь низко пали, что вместо христианского милосердия, вместо благодарности за содеянное сегодня могут лишить тебя последнего приюта? Бывшие владельцы монастырского комплекса (МВД) ушли отсюда, громко хлопнув дверью – то есть пооторвали и двери, и полы, и проводку, а потом еще долго посещали здания, продолжая разорять. Надо было восстанавливать, а где взять средства? Только у частных лиц, бизнесменов, благотворителей. Почему Церковь вообще должна вымаливать у частных лиц пожертвования на восстановление монастырей и храмов? Государство разрушило, осквернило, утопило в крови все христианские святыни. Оно обязано все восстановить. Монахи должны молиться, а не искать доски, шифер, гвозди и не кланяться тем, кто обокрал собственный народ. Другой замечательный человек шлет мне письма о разорении Соловецкого монастыря. И не в далекое коварное время большевиков, а сегодня. Здесь под управление министерства культуры собираются в ближайшее время передать вес Соловецкий архипелаг, вместе со всем Соловецким монастырем, его храмами и скитами. Из этого славного многовековой историей монастыря и трагического места первых концлагерей собираются сделать крупный международный туристический комплекс. Первое увеселительное мероприятие уже прошло под эгидой музея и министерства культуры – международный конкурс современного танца. Вы вообще можете себе такое представить? Сегодня? Проникновение преемников фонда Сореса, бизнесменов от культуры и не только от нее, лоббирование во всех инстанциях их интересов, игнорирование вообще присутствия монахов – вот нынешнее состояние Соловков. Полное святотатство на бесценной для каждого русского человека земле. Недавно министр культуры А. С. Соколов побывал на Соловках, два дня гостил, но «забыл», очевидно, посетить наместника обители архимандрита Иосифа. Как такое может происходить, да еще после посещения обители Президентом страны В. В. Путиным, ума не приложу. Колеса нашей российской таратайки так и останутся четырехугольными, может, пяти или шести, но никогда не превратятся в круглые. Пока наши министры будут ярыми атеистами, культура бескультурной, пока мы не поймем, что рядом с Константиновским дворцом нельзя сосуществовать нищему разоренному монастырю, а на Соловках танцевать на костях заезжим гостям и игнорировать историю России. Кстати, о гостях. Недавно был на Урале в славном городе Алапаевске. В монастырь во имя Новомучеников Российских закатил шикарный автобус, смеясь и громко разговаривая, распивая из бутылок пиво, туристы из бывшей «братской» нам республики, ныне полные члены Европейского Союза, сначала пошли поглазеть, куда это русские покидали членов царской семьи, потом, помочившись в ста метрах от этого места, с таким же гоготом уехали. Вы хотите этого на Соловках? Кстати, о собственности. Древние монастыри не только необходимо восстановить, но они должны получить свои вотчины, подаренные царями и благотворителями, новые обители – землю от нынешних руководителей в полную собственность. Мы уже говорили об этом. О многом говорили, писали о концепции национальной идеи. Глас вопиющего в пустыне.

Кто нас будет уважать, если мы не уважаем себя сами. Кто позволил сделать из России помойку? По всем многочисленным каналам ТВ люди крушат друг другу черепа, крадут, бесчинствуют, насилуют, переодетые в бабок мужики «смешат» народ, НТВ повествует, как молодая мама душит собственного ребенка или продает на органы. На первом государственном канале лучшее время отдано передаче, где ежедневно смакуются самые непристойные вещи, аномалии в человеческом развитии. Мы ехали в Екатеринбург по Башкирии, по радио звучали национальные песни. Никто из нас не знал башкирского языка, но с каким наслаждением мы слушали их и радовались за народ, который сохранил свою культуру. У татар звучат песни татарские, у чеченцев чеченские, у ненцев ненецкие и так у всех народов. Только у русских непонятные напевы и словосочетания, да еще порой на английском с акцентом. В Чувашии мы увидели свадьбу, танцевали десятки людей в национальных костюмах. Не на сцене, на площади. Каков же национальный костюм русского человека? Судя по нашей эстраде – трусы и бюстгальтер. Уже на Урале в одном из монастырей мы услышали русские песни. Почти полчаса пели для нас монахини. Какая же это радость! Как долго мы их не слышали. И вот встреча. До слез. От радости и от печали. Это куда же нашу песню загнали! В монастырь. Да хоть здесь. Да пусть только полчаса. Скоро, как та матушка из обители, скажешь, хоть так и то слава Богу.

***

Читайте также:

Том первый. Центральная часть России

Том второй. Север и Северо-Запад России

Том третий. Поволжье

Том четвёртый. Средняя и Нижняя Волга

Том пятый. Южная часть центрального региона России

Том шестой. Юг России

Том седьмой. Приуралье

Том восьмой. Южный Урал и Зауралье

Том девятый. Урал

Том десятый. Западная Сибирь

***

 

Hosted by uCoz