Приуралье

 

Седьмой том серии знакомит читателя с православными епархиями Приуралья России. Это Вятская и Слободская, Ижевская и Удмуртская, Пермская и Соликамская, Уфимская и Стерлитамакская епархии. Этот том посвящается 45-летию архиерейской хиротонии Cвятейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II(†2008).

Издательство "Очарованный странник", 2006 г., Формат 215х280, твёрдый переплёт, 548 страниц, цветные иллюстрации, суперобложка. Тираж 6000 экз.

СЛОВО ПАТРИАРХА

Я убежден: как бы ни возросло человечество за прошедшие тысячелетия в собственных глазах, ему надо вновь сесть за школьную парту. Нужно снова учиться тому, что люди растеряли за годы упоения собственной силой и гордыней, – учиться смирению, умению аскетически ограничивать свои желания, послушанию воле Божией, нравственному образу жизни. Иначе все достижения науки, техники и культуры обратят свою силу против нас, а вавилонская башня человеческого могущества падет, погребая своих строителей под обломками. Труднейшей для каждого из нас есть и будет работа не внешняя, а внутренняя. Евангелие советует нам обратить взор, прежде всего, внутрь самих себя.

 

 

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II(†2008)

 

***

 

Содержание седьмого тома:

 

1. Вступительные статьи
Поднявший меч на наш союз...
Память на века
Церковное строительство семьи Строгановых в XVI-XVII веках

2. Вятская и Слободская епархия
Очерк истории Вятской епархии
Великорецкий Крестный ход
Преображенский Никольский мужской монастырь
Свято-Успенский Трифонов мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский женский монастырь
Спасо-Преображенский женский монастырь
Христорождественский Богородичный женский монастырь
Женский монастырь в честь Владимирской иконы Божией Матери
Свято-Никольский женский монастырь

3. Ижевская и Удмуртская епархия
От язычества до монашества
Малодивеевский Серафимовский женский монастырь
Свято-Богородицкий женский монастырь
Свято-Успенский женский монастырь

4. Пермская и Соликамская епархия
Из истории Пермской и Соликамской епархии
Троице-Стефанов мужской монастырь
Свято-Успенский Пермский женский монастырь
Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь
Свято-Никольский женский монастырь
Пророко-Ильинская женская пустынь
Свято-Троицкий мужской монастырь
Верхне-Чусовская Казанская Трифонова женская пустынь
Свято-Успенский (Обвинск) женский монастырь
Спасо-Преображенский женский монастырь
Богоявленский мужской монастырь
Иоанно-Богословский мужской монастырь
Свято-Лазаревский женский монастырь
Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский женский монастырь

 

5. Уфимская и Стерлитамакская епархия
Краткая история Уфимской епархии
Монастыри Уфимской губернии
Мензелинский Пророко-Ильинский монастырь и его игуменья преподобномученица Маргарита
Покровский Эннатский мужской монастырь
Пророко-Илиинский мужской монастырь
Благовещенский женский монастырь
Женский монастырь в честь Царственных страстотерпцев
Богородице-Табынский женский монастырь
Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь "Святые кустики"

 

***

 

А. А. Феоктистов
СЛОВО ОТ ИЗДАТЕЛЯ
"ПОДНЯВШИЙ МЕЧ НА НАШ СОЮЗ…"

Дорогие читатели! Нам приятно сообщить вам, что издательство выпуском данного тома завершает описание православных обителей на территории Европейской части Российской Федерации. Предстоит выпустить дополнительную книгу о монастырях, которые обрели жизнь за последние десять лет в Центральной части России. Данный том рассказывает о монастырях Приуралья, а в следующем речь пойдет уже о монашествующих в Екатеринбургской, Челябинской и Оренбургской епархиях. Если Вы держите эту книгу в руках, то значит, что наш восьмой том готовится к печати, а фотографы снимают очередной том в Западной Сибири. Короче говоря, мы вслед за Ермаком переваливаем через Уральский хребет на огромнейшую равнину, простирающуюся до реки Енисей. Современная песня, ограничивающая «Расею» «от Волги до Енисея», свидетельствует не столько о широте нашей Родины, сколько о безграмотности автора слов современного шлягера. Даже в урезанном варианте, какой сегодня является Россия, от ее западных границ до Волги (Нижний Новгород) примерно тысяча километров, а после Енисея государство наше простирается еще на пять-шесть тысяч (!) километров на Восток. Песня эта еще отражает современный подход и к нашей истории, и современный менталитет – было бы красиво, а там Бог с ней, с этой действительностью. Мы не стали бы заострять внимание на ограниченном понимании России, если бы не тот факт, что еще несколько веков назад границы нашего Отечества были в пределах нескольких современных областей вокруг Москвы. А то, что находится сегодня за Волгой да еще за Енисеем, по существу спасает нас с вами от неминуемой гибели, а точнее, от уничтожения государства. Именно там сосредоточены основные энергетические запасы – нефть, уголь, газ, а также железо, алюминий, редкоземельные металлы, алмазы, золото.

Что двигало русскими, когда они с неистовым упорством, ценой множества потерь продвигались за Волгу? Кто знал тогда, что недра этого великого пространства станут для нас основой возрождения и даже спасения после разгрома России в конце ХХ века? Бог знал. Очевидно, для высокой цели готовилось им столь великое пространство, присоединяемое Русским государством. И давалось потому, что впереди русских шла икона. В этом томе мы ведем речь о монастырях на территории современной Удмуртии, Башкирии, Пермской и Вятской (Кировской) областей. Чтобы представить, каких трудов и подвигов стоило нашим потомкам зайти только за Волгу, мы приведем отрывок из выступления по случаю 300-летия Уфы городского головы Д. С. Волкова: «Триста лет назад, вслед за разгромом Казанского царства, аборигены закамского края, башкиры, бывшие данники Казани, просили Грозного принять их под свою высокую руку. Испытывая постоянные разорения от набегов сибирских татар, нередко переваливающих через Урал на Белую для грабежа, теснимые со стороны Яика и Волги ногайцами, башкиры в подданстве Белому Царю искали защиты и безопасности. Грозный принял их под свое покровительство, но занятый тяжелой и долгой войной на западной границе с Ливонией и Польшей не мог оказать им желаемой защиты. Положение башкир было по-прежнему бедственным: их было всего лишь несколько десятков тысяч, разбросанных почти от самой Волги и до Сибири, а ногайские князья, зимой кочевавшие большею частью в низовьях Волги и близ Каспийского моря, а летом поднимавшиеся вверх по Яику до Камня, то есть до Уральских гор, были тогда настолько сильны, что, соединив свои отряды, могли выставить в поле до 100000 конных воинов; часть их даже совсем осела в Башкирии, по рекам Уршаку и Деме, облагая башкир тяжелым ясаком, грабя и разоряя их. Доведенные до крайности башкиры стали просить Федора Иоанновича, чтобы он прислал к ним войско и поставил город для защиты их от нападения. Просьба была исполнена. Несколько сот стрельцов, дворян и боярских детей летом 1586 года были присланы из Москвы и основали Уфу, засевши в дубовом остроге, срубленном ими над Белой. Изредка, иногда через десятки лет, посылались им из Москвы и Казани незначительные отряды стрельцов и боярских детей; присылались на житье посадские и деловые люди (т.е. мастера); приходили и вольные гулящие люди. Так сложилось первоначальное население Уфы, сделавшейся передовым стражем России на рубеже азиатских орд.

 

С этого момента и почти до конца XVIII столетия история Уфы представляет нескончаемый ряд битв и геройских подвигов. Свершилось невероятное дело. Ничтожная горсть отважных русских людей, заброшенная в глубину дикого края, кипевшего враждебными Московскому Государству элементами, вкрапленная, как незначительная точка среди целого моря воинственных инородцев, отрезанная от всякой помощи громадным расстоянием, лишенным всяких путей, не только не была раздавлена и стерта ими но, напротив, остановила их натиск на восточной окраине государства, создала и упрочила там русскую власть и колонизацию, распространивши ее от Волги и Камы до южной Сибири и до степей Киргизии. Ногайцы скоро отхлынули к Астрахани и к Каспийскому морю, а часть их слилась с местным населением. Но на смену ногайцам на Уфимский край тотчас же надвинулась новая, еще более грозная туча кочевников – многочисленная орда калмыков. Эта разновидность монгольской расы в начале ХVII столетия прикочевала из глубины Азии к нашему краю и, разгромив ногайцев, осела в направлении от низовий Волги к Уралу и по берегам этой реки до ее верховьев. Около 80-ти лет калмыки держали весь край в постоянной тревоге, чуть не каждый год вторгаясь в пределы тогдашнего Уфимского уезда, обнимавшего собою почти все пространство между Камой, Уральским хребтом и Яиком, грабя и разоряя селения, уводя в плен башкир и русских. Начиная с первых годов ХVII столетия, много раз подступали калмыки к Уфе, уфимцы почти поголовно выходили в бой и всегда успешно их отражали. В одной из этих битв пришедшие вместе с калмыками на Уфу сибирские царевичи Кучумовы, внуки Албай и Тявка, были взяты в плен живыми и отосланы в Москву; калмыки же чуть не все легли под Уфой. Отразив нападение и собравшись с силами, уфимцы со своей стороны много раз ходили на Урал в калмыцкие улусы, чтобы наказать и хотя бы на время обуздать их. Таков был поход уфимского воеводы Плещеева; разорив множество улусов и уведя массы пленных, он раздал их русским и башкирам. В немногих промежутках короткого мира с калмыками уфимцы с опасностью для собственной жизни пробирались в далекие их улусы для переговоров с калмыцкими князьями в качестве послов от воеводы или же для розыска и выкупа из плена своих жен и дочерей. Если бы, например, встал князь Потеха Ураков, он рассказал бы нам с большей подробностью, чем говорящие об этом столбцы московского архива, что он вынес, странствуя вдвоем со стрельцом в степи по калмыцким улусам за 25 дней пути от Уфы, разыскивая свою дочь, взятую в плен в его подгородной деревне при нападении калмыков на Уфу. Еще более могли бы рассказать боярский сын Торбеев с толмачом Киржацким, ограбленные калмыками и едва спасшиеся от смерти, или дворянин Гладышев со стрельцом Мещеряковым, убитые калмыками во время посольства их из Уфы в улусы, где по царскому указу им велено было показать Девлет-Гирею царевичу и княгине Чагандуре присланные из Москвы косы волос сибирских царевичей – мужа Чагандуры Албая и брата его Тявки, уверить, что они живы и здравствуют в Москве и убедить княгиню Чагандуру отправиться с детьми в Москву.

Среди непрестанных битв с кочевниками уфимцам в то же время много раз приходилось подавлять волнения в среде башкир, возбуждавшиеся отчасти пришлыми с Волги фанатиками, отчасти калмыками и сибирскими татарами. Эти волнения иногда, как страшный пожар, охватывали весь край и продолжались с промежутками более 120 лет, с половины XVII века до 70-х годов XVIII столетия. Во все это тяжкое и бурное время убогий дубовый острог благодаря невероятной стойкости уфимских служивых людей стоял на Уфе как несокрушимый оплот русской власти, господствуя над страною на пространстве около 1000 верст. Тяжела была аванпостная служба Уфы на русской окраине. Понятно, какое неимоверное напряжение сил требовалось от этой горсти великодушных русских людей, чтобы почти два века сдерживать напор азиатских орд с юго востока и в то же время не только удерживать обширный и дикий край под русской властью, но умиротворять его и навсегда обеспечить за Россией обладание им». Перечисленные выше народы и племена давно влились в единую семью российских народов. Многие из них приняли Православие. И даже сегодня после националистического крена некоторых их представителей мы можем увидеть в наших обителях и приходах большинство коренных жителей этих земель. Христианство является той религией, где нет чужих или своих. Национализм останавливается перед входом в храм. Так, по крайней мере, гласит христианское учение. И горе тому, кто поднимает руку на это единство. На этот великий союз народов. Слова, написанные когда-то поэтом, остаются грозным предупреждением тем, кто хотел бы утопить Россию в междоусобных войнах:


Поднявший меч на наш союз
Достоин будет худшей кары...


Когда по существу провалился план наших «доброжелателей» о масштабной войне на Северном Кавказе, всерьез взялись за разъединение славянских народов. Я не берусь перечислять тут все методы, которыми пользуются люди без чести и совести, поставившие перед собой такую цель, скажу только, что своим бездействием, равнодушием мы потакаем свершению тяжкого преступления. Только союз славянских государств может быть гарантом для мирного и достойного проживания в России десятков других народов. У этого союза есть главная основа – Православие. Заложенная во времена Горбачева-Ельцина тенденция к дискриминации русского населения дала свои плоды – ежегодно оно уменьшается на полмиллиона человек. Если у любого живого организма убрать сердцевину, то он непременно разрушится. Со всеми ветвями и листьями самое крепкое дерево превратится в труху. Гипотетическое (пока!) объединение России, Украины и Белоруссии даст возможность сохранить каждое в отдельности славянское государство, не даст утонуть одним в объятиях католических ксендзов, другим – в азиатском океане племен и народов.

Полным парадоксом является то, что, имея единую Православную Церковь, христианскую основу своего возникновения, благоденствия и нынешнего пока существования, эти государства шаг за шагом уходят друг от друга. Этот процесс не настолько безобиден, чтобы не говорить о нем постоянно, не ставить его во главу угла при решении национальных интересов России. Именно от решения этого вопроса зависит суверенитет России. При добрых отношениях с Китаем нам не гарантировано сохранение как своего суверенитета, так и территориальной целостности. Какой год подряд наш рынок завален самым некачественным товаром из Китая, в то же время руководство Китая при встрече Президента России В. Путина заявляет, что наши товары (т. е. российские) только тогда займут на китайском рынке большее место, когда станут конкурентоспособными, то есть по качеству сравняются с мировыми стандартами. Вот так-то!

Украину всеми силами пытаются оторвать от России со времен гражданской войны. Наш философ в изгнании Иван Ильин по этому поводу очень точно ещё в те далекие годы писал, что Германия так много средств вложила в Украину (на подкуп, конечно), что всеми силами постарается оторвать ее от России. Еще в те далекие годы Европа заговорила о всеобщем европейском объединении, был поставлен вопрос о раздроблении Российской империи. Надо сказать, что потомки этих господ преуспели в обоих вопросах. Но чем это может закончиться для нас? «Нечто страшное, непредвиденное, необъяснимое для здорового человеческого разума, а еще менее для глубокого, морального человеческого, христианского сознания произошло в конце ХХ века, – говорит митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, – христианские народы или те, кто, по крайней мере, таковыми себя называют, в конце ХХ века собрались и бомбили грешный балканский христианский народ, народ с христианским обликом и христианской историей. Народ, который на протяжении всего своего существования всегда вновь и вновь оказывался на стороне правды Божией и правды человеческой. В судьбоносные исторические моменты этот народ никогда не шел путем неправедным, но, несмотря на все свои человеческие немощи и слабости, всегда выбирал один путь – путь Господний, путь Голгофский, Косовский путь. С тем, чтобы выбрать вместо земного царства Царство Небесное… Этот народ бомбили, и это нечто, что произошло в первый раз в человеческой истории – в истории Европы. Я глубоко убежден, что, когда пройдут это помрачение нашего времени, пристрастия и расслабления, Европа снова вернется к тому знаменателю и тому событию, и все, что есть здорового в Европе, будет всегда снова и снова испытывать угрызения совести из-за преступления, совершенного над невинным народом, и за убийства неповинных людей, и за ужас и страх, посеянные в наших сердцах, в наших домах, по нашим нивам, в душах наших детей». Но мы должны найти решение. Смерти подобно наше разъединение. Если это произойдет – продолжится самостийное заселение России народами из Азии.

В марте 2006 года в средствах массовой информации появилось сообщение о жителе Афганистана, который признался, что является христианином. Так вот, если он не откажется от христианской веры и не примет снова ислам, ему должны отрубить голову. Не думайте, дорогие братья и сестры, что этот топор или меч находится далеко от ваших голов. Я не раз беседовал с жителями наших мусульманских регионов, например в Адыгее. Там крещеные девушки переходят в ислам. В страхе за свое будущее и будущее своих детей. Епархиальное Управление располагается в гаражах прямо позади огромной величественной мечети. Равновесие – великая вещь, особенно в нашей стране. Да и мир слабых не любит. Это показала недавняя публикация в Соединенных Штатах. Пока мы взрывали шахты собственных ракетных комплексов, уничтожали сами ракеты и собирались на любых условиях дружить с западной «демократией», нам объявили, что современная ядерная мощь США способна одним ударом уничтожить оборонный потенциал России и Китая. Это в качестве благодарности за наше практически одностороннее разоружение. На фоне этих угроз наше единение народов как никогда кстати. При всем обилии различных комитетов никто всерьез не занимается межнациональной политикой. Примерно в шестидесяти километрах от нашего города находится Куликово Поле. В последние годы здесь празднество приобретает все больший размах. «Русские» продолжают вовсю громить «татар». В то же время само празднество стало как бы местным, оно не отмечается по всей России. Нет даже небольших отчетов о торжествах на федеральном телевидении. Это делается для того, чтобы наши братья-татары не обиделись. Лицемерие никогда ни к чему хорошему не приводит. Мы должны отмечать годовщину этой славной битвы, с которой по существу и началась российская государственность. Но праздник этот должен быть не просто пустым игрищем ряженых, а объединяющим событием между российскими народами. Куликово Поле могло бы стать местом серьезного и искреннего разговора о единстве России. Говоря о новом современном мышлении, мы никак не можем оторваться от того самого квасного патриотизма, который ничего, кроме бед, стране не приносил. Религию и государство, конечно, можно отделить друг от друга, как, например, голову этого афганского христианина от его туловища. Но что получится? 25 марта 2006 года. Идет Великий Пост в стране, где большая часть стомиллионного русского населения считает себя православными людьми. На центральной площади города Новомосковска начинают бить «африканские тамтамы». Это музыка передвижного агитационного центра партии ЛДПР. Гремит во всю мощь современных усилителей. Огромная стая грачей и галок, обычно возвращающаяся с городской помойки, сбита с курса и от неожиданности зависает над площадью, с испуга делает круг в небесах. Звоню в администрацию полюбопытствовать – что за праздник? Жириновский приехал! Будет угощать горожан блинами с чаем. Надо понимать, что перепутал Владимир Вольфович пост с масленицей. Примерно в течение четырех часов во всю мощь гремела музыка, выступали лидеры ЛДПР. Все больше о России, патриотизме. Пели любимые песни Владимира Вольфовича, сдобренные ненормативной лексикой. Гремел салют! И это в центре России под руководством заместителя спикера Российского парламента во время Великого Поста. Вот такой у нас майдан! «Господь наш Иисус Христос сделался человеком, чтобы не только спасти нас от греха, но и чтобы восстановить полноту нашего общения с Богом, которую мы потеряли, – пишет в своей книге «Таинство смерти» Н. Василиадис. «Господь стал человеком, «чтобы мы обожились», – пишет святитель Афанасий Великий, в другом месте отмечая, что Он сделал нас, людей, сыновьями для Отца и обожил нас, Сам сделавшись человеком. Святитель Григорий Богослов, боголепно раскрывающий нам Священное Писание, возглашает: «Христос принял меньшее», т. е. человеческую природу, чтобы даровать нам «большее», т. е. обожение. Потому и мы должны сделаться богами ради Него, ибо и Он ради нас сделался Человеком». А вот еще славное изречение преподобного Иустина (Попович), по существу нашего современника, сербского богослова, философа, из книги «Философские пропасти»: «Если Господь Христос как богочеловеческая Личность является высшей ценностью, то Он представляет Собой и высший критерий всех настоящих ценностей. В этом мире никакое существо, меньшее, чем Богочеловек, не может быть истинным и непогрешимым критерием ценностей, раз наивысшая ценность – это личность Богочеловека. Человек не может быть мерилом, ибо он представляет собой гораздо более малую ценность, чем Богочеловек. Являясь высшей ценностью, Богочеловек является и лучшим критерием всего Божиего и всего человеческого и в этом мире, и в том. История этой планеты не знает ни лучшего Бога, чем Христос, ни лучшего человека, чем Христос. Богочеловек в одно и то же время совершенно открыл Бога и совершенно открыл человека. Поэтому нет ни Бога без Богочеловека, ни человека нет без Богочеловека». Но разве мы ориентированы на эту цель? Можно иной раз оправдать человека, который озабочен простыми мирскими проблемами – прокормиться, выжить, вырастить детей. Ему порой сложно понять свой земной путь с той откровенной полнотой, о которой пишут богословы. Этот человек – крохотная составляющая многомиллиардного сознания человечества. Но тот, кто берет на себя ответственность за народы, за государства, за будущее, почему они столь бездарны и безграмотны? Мало того, их устремления, их критерии «истины», умноженные на тщеславие, цинизм, приводят к войнам, разъединению народов, отравлению всей планеты, болезням, бедам и несчастьям. За мелочными обидами, непониманием друг друга, амбициями теряется смысл человеческого существования. Россия с ее огромной территорией, множеством присоединенных народов, неисчислимыми богатствами создавалась как оплот, как фундамент в противостоянии силам зла на Богочеловеческом пути. Именно союз с Богом является основополагающим для всего человечества. А что в действительности? Бой «тамтамов», обилие разномастных флагов, споры о цене газа, захват маяков, разговоры о выдворении русского флота из Крыма, полный атеизм наследников советской эпохи – нынешних коррумпированных чиновников, а как результат – бойкот всех добрых начинаний. За всем этим бедламом голос Христа не слышен. Закричали, заулюлюкали, затоптали! Майданами, митингами, распрями. Ни Царство Божие, а новый Вавилон строят люди. Но, как справедливо заметил в одном из выступлений Святейший, « и этот Вавилон будет разрушен Богом». Мне всё равно, кому принадлежат богатства необъятной России – государству, Абрамовичу, Алекперову, Потанину, союзу рабочих и крестьян, но никогда не будет безразлично, на какие цели эти богатства тратятся, что делается для того, чтобы все мы шли по Богочеловеческому пути. Все резервы нашей планеты подчинены именно этой Богочеловеческой цели. Гарантом её достижения должна стать великая Россия!

***

Читайте также:

Том первый. Центральная часть России

Том второй. Север и Северо-Запад России

Том третий. Поволжье

Том четвёртый. Средняя и Нижняя Волга

Том пятый. Южная часть центрального региона России

Том шестой. Юг России

Том седьмой. Приуралье

Том восьмой. Южный Урал и Зауралье

Том девятый. Урал

Том десятый. Западная Сибирь

***

 

Hosted by uCoz