Уважаемые читатели!

Я хотел бы ознакомить вас с серией книг «Русские монастыри», которые мы выпускаем. Идея создания таких книг возникла в 1994 году, когда только началось возрождение наших обителей. Картина везде представлялась ужасной. И большого мастерства требовалось нашим фотографам, чтобы эта, как нынче принято заштамповано называть «мерзость запустения», не стала доминантной в наших книгах.

Не побоюсь сказать, что православные монастыри были самыми прекрасными архитектурными сооружениями. Все они имели свой стиль, оригинальное расположение на местности, чаще всего, возвышаясь над всей округой. Помимо архитектурных достоинств, они имели и главное назначение – быть духовными центрами огромной Российской Империи. Сегодня можно с трудом вообразить это великое пространство, где повсюду виднелись монастыри и храмы. Английский посланник в Россию Джильс Флитчер в ХVI веке писал: «Монашествующих у них бесчисленное множество, гораздо более, чем в других государствах, подвластных папе. Каждый город и значительная часть все страны ими наполнены… все лучшие и приятнейшие места в государстве заняты обителями или монастырями».

Мы начали издавать книги о Православных монастырях как раз в тот период, когда толпы россиян хлынули жить или отдыхать в западные страны. Я считаю, что это была та часть россиян, которая никогда не понимала ни назначения своей Родины, ни ее красоты, ни уникальности ее в ряду других государств. Работая над книгами, я часто наталкивался на великую ностальгию тех, кто покинул страну давно, и потому не удержусь, приведя еще одну цитату, на этот раз нашего писателя Ивана Шмелева: «Как я корю себя из этого прекрасного далека, - пишет он, находясь во Франции, - что мало знал свою Родину, не изъездил, не исходил! Не знаю ни Сибири, ни Урала, ни заволжских лесов, ни Светло-Яра… ни Ростова Великого не видал, «красного звона» не слыхал, единственного на всю Россию!.. Не побывал на Бородинском Поле, в Печорах, в Изборске, на Белоозере. Не знаю Киева, Пскова, Новгорода Великого… ни села Боголюбова, ни Дмитровского собора, облепленного зверями, райскими птицами-цветами, собора XI века во Владимире-на-Клязьме… Ни древнейших наших обителей не знаем, ни летописей не видели в глаза, даже родной истории не знаем путно. Иваны Непомнящие какие-то. Сами ведь иссушили свои корни, пока нас не качнули – и как качнули!.. Знали избитую дорожку – «по Волге», на «Минерашки», «в Крым». И, разумеется, «за границу». В чужие соборы шли, все галерии истоптали, а Икону свою открыли перед самым провалом в ад».

Я, наверное, счастливый человек. Все, о чем пишет И. Шмелев мне удалось увидеть в ходе подготовки книг «Русские монастыри». Правда, не в том великолепии, как это представлялась писателю. И все же, несмотря на разрушительный ураган Русской Революции, у нас на удивление еще многое сохранилось. А главное, за минувшее десятилетие восстановлены сотни обителей. Правда, во многих из них жизнь едва теплится. Стены есть – жить порой некому. Но все же! Сделана колоссальная работа нашей церковью.

Мы ставим перед собой задачу рассказать в наших книгах о всех возрожденных монастырях Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II(†2008) так и сказал, что книги наши – это история возрождения Православных обителей. В то же время по мере сил, мы стараемся упоминать и о тех монастырях, которые уже никогда не поднимутся из руин, в связи с их полным уничтожением Советской властью. Чем больше мы сталкиваемся с разгромленными храмами и монастырями, тем чаще меня преследует вопрос о разумности тех, кто создавал и строил страну рабочих и крестьян. В этой стране много было хорошего. Героизм российского народа неистребим, несмотря ни на какие режимы. Этот народ всегда на защите самого светлого, самого доброго и прекрасного на земле. Его храмы и монастыри разрушали и оттуда, с этих развалин, Бог перемещался в сердца людей. Я имею ввиду простых людей. Простых не по сути, а по положению в обществе. И что удивительно! Чем выше забирался по властной лестнице человек – тем дальше он уходил от Бога. Дьявольская, сатанинская сила разрушала церковь руками своих верноподданных. Они живы и здравствуют по сей день. Их лики мне пришлось видеть, путешествуя по стране. Равнодушие или раздражение к церкви по сей день. Даже бахвальство, что они и по сей день на стороне материалистического мракобесия. Атеист в лице предпринимателя, крупного чиновника, политического деятеля – это не редкость, а правило. Они как возбудители тяжких болезней умеют скрыться и замаскироваться. Сегодня именно они управляют государством, в котором большая часть населения считает себя православными. Мало кто знает, что во времена Хрущева, в эту самую «оттепель» было порушено больше храмов, чем за всю предыдущую советскую историю. Мало кто понимает, что до тех пор, пока страной будут управлять безбожники, ничего доброго в России не случиться. Пока в этом отношении ничего не меняется. Разрушители Святой Руси порой доходили до маразма. Так Троцкий после удачного штурма Казани ставит на острове Свияжск первый и, слава Богу, последний в истории Человечества памятник Иуде. Созданный на скорую руку – гипсовый, несуразный, с поднятым кулаком к небу, он скоро, правда, был разрушен... Ставится там, где по приказу Иоанна Грозного возникла построенная в Москве и сплавленная по бревнышку первая церковь на Свияжском острове. Это был форпост русской армии перед взятием Казани. Заметьте, первой строится церковь! И лишь потом сюда сплавляют снаряжение, материалы, боеприпасы, армию! И на этом святом месте Троцкий ставит Иуду, как символ бунтаря.

Очень часто меня спрашивали, зачем я начал воплощать проект о Русских монастырях. Чиновники спрашивали, политики, бизнесмены. Вот зачем человек строит дом? Чтобы в нем жить. Аналогично и здесь. Все, что мы делаем в этом мире – это строим. Каждый свое. Я хочу жить именно в том доме, который создают мои книги. И я, и мои дети, и мои внуки. Я русский человек. Говорю не о происхождении, а о принадлежности к России. Для меня русским человеком является каждый гражданин этой великой страны, живущей ею, работающий на нее и любящий это необъятное пространство, от которого иноземцу становится плохо.

Наш замысел о выпуске серии книг «Русские монастыри» возник в самый катастрофический момент истории страны. Отечество мое было разрушено. Снова до основания и даже глубже. Я любил это Советское Отчество и горжусь тем, что жил в нем. Недавно бывший французский шеф внешней разведки, русский по происхождению, очень точно подметил: «Я очень не любил коммунистический режим, но до чего красивая идея у них была!». Красивая идея – это русская идея о построении царства Божиего на земле. Вожди украли эту идею не у русского человека, а у Христа! Коммунисты хотели осуществить ее без Бога. А Божие без Бога не бывает. Шизофрения страшна не как болезнь отдельного человека, а как всеобщее помешательство, о чем очень интересно писал наш ученый Чижевский, страстный поклонник теории влиянии Вселенной и на планету, и на человеческий разум.

Так вот разруха. В стране, в экономике, в душе. И еще позор. Продается все – от несовершеннолетних детей до орденов их дедов и прадедов. Можно рассматривать как катастрофу, как конец света. А можно подумать и о том, как на этих развалинах начать строить новое, совместимое с пониманием Божественного замысла о человеке.

Я считаю, что наши монастыри должны стать новым оплотом воплощения этого Божественного замысла о человеке. Конечно, не в том виде, как они сегодня существуют. Еще полуразрушенные, окруженные огородами, не принятые нашими «просвещенными» гражданами. Воспринимаемые, как культурное наследие и музейное достояние. В Костроме объявляют голодовку сотрудники музея, не желая покидать Ипатьевский монастырь, когда-то реквизированный революционной властью у Православной Церкви. Надо сказать, что музеи сделали огромную работу по сохранению храмов, монастырей, икон, предметов культа в период безбожия в стране. Но сегодня подобные деяния выглядят по меньшей мере странно. Во-первых, такие притязания говорят о полном безбожии сотрудников музея. Здесь святое в какой раз оказывается «имуществом, собственностью». Во-вторых, подобных фактов много. На Соловках музейные работники также, кстати, с подачи зарубежных радетелей, не сотрудничают с монастырем, а стараются доказать, что Соловецкий монастырь и все, что с ним связано, является достоянием Человечества, а не Русской Православной Церкви.

Я считаю, что компромиссы можно находить только в совместном сотрудничестве. Конечно, при полном переходе всех монастырских сооружений в собственность Русской Православной Церкви и обязательном воцерковлении принятых на службу научных сотрудников.

И суть не в собственности! Все наши монастыри должны быть восстановлены. Этим должно заняться государство. То, что оно перекорежило и осквернило, необходимо восстановить. Иначе все нынешние заявления о духовности, о патриотизме являются великой ложью.

В свою очередь, наши монастыри должны оторваться от тех земных дел, которые их захлестнули, и заняться своим непосредственным делом – воспитанием Нового человека по заповедям Божьим. По существу, этот процесс давно был утерян церковью, задолго до революции, что собственно и способствовало потере Иконы для России. Для некоторых современников урок пошел не впрок.

Современный монастырь – это не только неповторимый архитектурный облик, красота росписи его храмов, светлые лики икон. Это организатор жизни по Христу в своей округе. Уйти в монастырь - это не оторваться от мира. Это познание христианского учения о человеке и изменение этого мира по данному учению. Ни в одной религии мира нет такого события и праздника, как ВОСКРЕСЕНИЕ! Бессмертие заложено в этой науке о Боге. И именно об этом возвещает звон колоколов, звучат слова наших духовных пастырей. Только голос их должен звучать все громче, понятней, так как возвещают они о Божественной сущности человека, о его Божественном предназначении.

Вот такому построению Нового Дома России мы и посвятили свою жизнь.

 

Пишите нам. Сотрудничайте. Исправляйте. Спорьте. Предлагайте свои проекты. Только не молчите!

Феоктистов А.А.

s s s

 

Читайте также: "На островах Ладоги. Коневец".

 

Hosted by uCoz