Поволжье

 

Третий том содержит очерки об обителях Поволжья и включает в себя материалы о Костромской, Ивановской, Нижегородской, Йошкар-Олинской, Чебоксарской епархиях, а также слово от издателя - отрывок из статьи "О концепции национальной идеи", прочесть который можно на этой странице. Этот том посвящается 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского.

Издательство "Очарованный странник", 2003 г. Формат 215х280, твёрдый переплёт, 576 страниц, цветные иллюстрации, суперобложка. Тираж 6000 экз.

СЛОВО ПАТРИАРХА

ЧИТАТЕЛЯМ СЕРИИ КНИГ
«РУССКИЕ МОНАСТЫРИ»

Дорогие братья и сестры !


Более тысячи лет минуло с тех пор, как наши предки восприняли «благое и легкое иго» (Мф.11,30) Христова учения, давшего возможность всем последующим поколениям и нам быть причастниками обновленной жизни. Вместе с христианством на Руси получило распространение и монашество. На протяжении всего исторического бытия Русской Православной Церкви монастыри были и остаются доныне центрами духовного просвещения, хранителями православной веры, училищами благочестия, неложными путеводителями христианской жизни. Немало таких духовных твердынь Православия расположено в пределах Поволжских епархий, близ великой реки Волги. Среди них Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь занимает особое место. Эта обитель была основана в глухих Саровских лесах во второй половине XVIII века и получила всемирную известность благодаря великому подвижнику веры и благочестия – преподобному Серафиму Саровскому, 100-летие со дня канонизации которого православный мир будет отмечать в этом году. Многое судил Господь пережить монастырю в минувшие годы. Но во все времена его насельницы, гармонично сочетая молитву и труд, следовали своему призванию и древним монашеским традициям. Они преобразили бесплодную землю в благоухающий сад, исполненный плодов благодати Божией. Саровский монастырь трудами и подвигами батюшки Серафима дал Русской Православной Церкви удивительно светлый, радостный, пасхальный образ святости. Прославленный сто лет тому назад в лике святых, преподобный Серафим, верим, предстоит ныне перед Престолом Божьим, вознося свои молитвы о нас грешных и Отечестве нашем. На камне его веры воздвигнута Дивеевская обитель – твердыня Православия, которую не смогли одолеть даже многолетние гонения, когда многие тысячи новомучеников и исповедников претерпели страдания и приняли смерть за веру и верность Христу. Лишь только Богу ведомо, для скольких людей Дивеево стало местом встречи со Христом и Его дивным старцем Серафимом. Ныне Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь переживает новый период своего бытия – двенадцать лет тому назад в нем вновь была возжена лампада, и началось возрождение монашеской жизни, восстановление порушенных в прошлом святынь. Мне весьма памятно посещение этой обители в самом начале моего Патриаршего служения по случаю второго обретения и возвращения в обитель святых мощей преподобного Серафима Саровского. Нынешнее возрождение духа и быта монашеского преемства, надеюсь, будет способствовать сохранению и приумножению в обители древних традиций монашеского делания. Слава Богу, и в наше непростое время этот монастырь по-прежнему остается местом, где ищущая, алчущая и жаждущая правды Христовой душа человеческая может обрести чистый и неиссякаемый источник спасительной веры православной. Надеюсь, что настоящее издание, предпринятое издательством «Очарованный странник» будет вписано в церковную летопись, а также внесет достойный вклад в празднование знаменательного юбилея – 100-летия прославления батюшки Серафима. Его молитвенным предстательством да хранит Господь обитель Дивеевскую и вас, дорогие братья и сестры – читатели книги-альбома, на всех путях жизни вашей!

 

 

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II(†2008)

 

***

 

Содержание третьего тома:

 

1. Вступительные статьи
О новой концепции Русской национальной идеи
Святоотеческая традиция и научно-техническое развитие
Саровская пустынь и её иноки
Лето 1903 года
Второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского
Саров. Осень 2002 года

 

2. Костромская епархия
Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь
Богоявленско-Анастасиин женский монастырь
Знаменский женский монастырь
Паисиево-Галичский Успенский женский монастырь
Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь
Свято-Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь
Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь
Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь

 

3. Ивановская епархия
Вступительная статья по Ивановской епархии
Свято-Введенский женский монастырь
Свято-Успенский мужской монастырь
Свято-Николо-Шартомский мужской монастырь
Свято-Успенский женский монастырь
Приволжский Свято-Никольский женский монастырь
Феодоровский мужской монастырь
Решемский Макарьев мужской монастырь
Воскресенский мужской монастырь
Свято-Николо-Тихонова пустынь мужской монастырь
Успенско-Казанский мужской монастырь

 

4. Нижегородская епархия
По тихим обителя
По милости русского святого
Вознесенский Печерский мужской монастырь
Благовещенский мужской монастырь
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Серафимо-Понетаевский скит Серафимо-Дивеевского монастыря
Свято-Николаевский женский монастырь
Оранский Богородицкий мужской монастырь
Абабковский Свято-Никольский Георгиевский женский монастырь
Высоковский Успенский мужской монастырь
Иверский женский монастырь
Свято-Троицкий Макариев-Желтоводский женский монастырь
Памяти владык

5. Йошкар-Олинская епархия
Богородице-Сергиева пустынь
Мироносицкий женский монастырь

6. Чебоксарская епархия
Свято-Троицкий мужской монастырь
Спасо-Преображенский женский монастырь
Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь
Киево-Никольский Новодевичий женский монастырь
Богородицкий Тихвинский женский монастырь

Наша цель - служение православию

 

***

 

А. А. Феоктистов
СЛОВО ОТ ИЗДАТЕЛЯ
О концепции национальной идеи

(Отрывок)

«Два близких между собой желания, как
два невидимых крыла, поднимают душу
человеческую над остальной природой:
желание бессмертия и желание правды».
Владимир Соловьев

 

У России нет национальной идеи. Нет этой идеи и у всего западного христианского мира. Иногда кажется, что христианство спит летаргическим сном, предоставляя возможность шествовать по Земле сотням безумных сект. И если оно не получит нового дыхания, новой несокрушимой энергии, не противопоставит мракобесию свою мировую идею – предсказанные Писанием и Преданием последние времена не заставят себя ждать. На фоне беспечных рассуждений о демократии и правах человека мы забываем о том, что все нации и народы, все религии, которые они исповедуют, сформировались в результате мировой борьбы идей. И в процессе этой борьбы раскрываются божественные и животные начала в человеке. С рождения и до смерти мы проходим путь от Бога к Богу. И мало кто из нас может похвастаться тем, что к концу жизни он стал ближе к своему Создателю. Мир как бы крадет у нас ту чистоту и свет, что приносим мы со своим рождением. «Невидимая брань», в которой мы все принимаем участие, или возвышает нас, или открывает дорогу в бездну. И если мы встанем в стороне от этих процессов, если мы попытаемся уклониться от этой борьбы, то участь наша незавидна. Поэтому национальной идеей нашего государства должна стать такая идея, которая возвышает человека, поднимает его к Богу, а не перемалывает, как Молох, превращая в тлен, пыль, труху то, что было создано Богом по Своему образу и подобию. Сегодня власть напоминает старательного хорошиста у доски со сложной математической задачей. Этот хорошист исписал уже всю доску, обломал об нее несколько мелков, а уравнение не получается. Ошибка состоит в том, что при решении задачи упущены основы науки, в области которой пытаются найти решение. Многие очень удивились, когда после долгих дебатов в средствах массовой информации вместо новой идеи для России появилась некая экономическая программа, совершенно невразумительная для большинства народа. Можно принять еще десятки программ, но в стране ничего не изменится. В конце прошлого века Россия испытала самое сокрушительное поражение за всю свою историю. Ощущая себя человеком русским и неся на себе часть того позора, который обрушился на нашу страну, в этой небольшой работе я пытаюсь донести до вас ту философскую концепцию, что была выработана накануне революции и несла в себе надежду найти настоящий путь России. Тогда мы не успели. Сейчас – обязаны успеть…


1. ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО


«Вначале было Слово...» Оно и должно быть в самом начале у государства, которое претендует на историческую роль в мировом сообществе. Вульгарным сленгом разговаривает вся страна. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Так на каком же языке говорим мы друг с другом? И что слышит Бог от нас? А ведь именно слово является соединительным звеном между нами и Богом. Забыт язык Пушкина, Тютчева, Достоевского, Толстого, Лескова, которые, в свою очередь, черпали вдохновение из неиссякаемого источника – русского разговорного языка. Забыты наши гении словесности, которых читает и почитает весь мир. Необходимо вернуть нации ее родной язык. Уже сегодня большая часть молодого поколения не читает классику лишь потому, что не понимает смысла очень многих слов и понятий. Это порождает примитивизм мышления и, как итог – гибель нации. «Умер язык – умер народ», – говорил Ушинский. Иван Ильин писал: «Не любить его, не блюсти его – значит не любить и не блюсти нашу Родину... Это язык зрелого, самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его – его язык». Какие замечательные и пророческие слова! Не надо посылать мальчишек на фронт, если внутри страны медленно, но верно уничтожается язык – душа народа. В этом случае защищать нечего. Родина – это не просто территория, это все то, что объединяет нас – язык, традиции, религия, духовное родство, единое понимание ценностей, в конце концов – это взаимопомощь близких по крови и духу людей. Самые большие гонения, геноцид, холокост, унижение, рабство испытал еврейский народ. Но, где бы он ни находился, какая бы судьба ему ни была уготована, он помнил составляющие своей Родины, потому и выжил. И нам есть здесь чему поучиться: стойкости, пониманию своей самобытности и предназначения.
Если хотя бы десятую часть того словоблудия, что обрушивается на голову нашего современника, заменить Божьими словами, то эффект был бы потрясающим. 230 тысяч печатных изданий, сотни радиостанций и станций телевещания, зарегистрированных в России, практически в полном составе работают сегодня на зверя. Это детище того самого всесокрушающего Молоха. Порожденное галлюцинацией разрушающегося мозга человеческой цивилизации и преумножающее эти галлюцинации, оно скоро сметет все святое в человеке. Апокалипсис рождается здесь. Знание и наука сами по себе еще ничего не добавляют в человеке. Хуже того, вместо того, чтобы тратить главные силы и средства на изучение и понимание самого человека, то есть главной загадки этого мира, мы все наши накопления, все наработанное веками вкладываем на его уничтожение – в войны, оружие, алкоголь, наркотики. Все понимают ужас от этого вложения, но остановиться не могут. Золотым тельцом заведен механизм на самоуничтожение человека. И чем дольше мы будем изображать, что в нашем доме все нормально, что ничего сверхъестественного не происходит – тем быстрее и страшнее состоится исход. Тысячи храмов встали в новой России. Так где же их набат? Почему не будят они людей и не зовут на вече?

2. В БОГА ИЛИ ЗВЕРЯ?


Наш философ князь Евгений Трубецкой в начале ХХ века написал: «Человек не может оставаться только человеком, он должен или подняться над собой, или упасть в бездну, вырасти или в Бога, или в зверя». Во все времена шла эта великая борьба, которая, на мой взгляд, сегодня достигает своего апогея. Вирусом бесатравится все, что окружает нас: твердь, вода, слова, понятия, достижения, победы. Лукавые соглашения с полуправдой поразили всех. От нас зависит, быть этому зверю в России или нет. По существу, он завоевал уже весь мир, и мы с вами в земной жизни практически под его властью. Но остается еще крохотная надежда на то, что Отечество наше, униженное и разграбленное, не только сможет устоять, но и станет оплотом светлых сил. У России, действительно, есть свой, не похожий ни на какой другой, путь. Тысячу лет она исповедовала христианство – великое откровение о Боге, где Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом. Коммунизм умер потому, что был без Бога. Он так и остался призраком в силу своего богоборчества. Идеи коммунизма, его основополагающие постулаты – это прекрасный пример плагиата из христианства. Западное общество, претендующее ныне чуть ли не на святость, также безбожно по своей сути. Карл Маркс написал, что бог евреев – это деньги. Сегодня мы можем с полной уверенностью сказать, что деньги – «бог» современного человечества. Золотому тельцу поклоняется весь мир. Создана уникальная мировая система, при которой любое сопротивление этому «богу» может быть раздавлено на корню. И нынешняя Россия – это зеркало мирового позора. Страна продемонстрировала, в сколь короткий срок можно превратить общество, на словах провозглашающее самые гуманные принципы человеческого общежития, в общество потребительское, бессердечное, не имеющее ничего святого за душой.
Что же произошло? Все десятилетия советского строя и по сей день для нас критерием благополучия являются экономические показатели: сколько вырастили хлеба, произвели стали, нефти, ракет, на какую сумму продали оружия за границу и т. д. И какова стоимость «продовольственной корзины». Все эти показатели можно отнести к экономической статистике, ничего не имеющей общего с национальной идеей великой страны. Критерий человеческого счастья, благополучия не всегда можно сопоставить с этой корзиной. Да и сам человек не должен быть ориентирован на сытую, благополучную и беззаботную жизнь. Три ступени к совершенству должен пройти он – от очищения до обожения. Великий и тяжкий труд! Но именно для этого он задуман и создан. Мы не столько должны считать сталь и хлеб, сколько обращать внимание на изменения в обществе, проще говоря, насколько мы стали добрее, светлее, чище. Коммунистическое начало заложено в учении Христа, но осуществить эти принципы человеку не дано без Бога! Человек бессилен совершить это в силу своей ветхозаветности, элементарной необразованности и безнравственности. «Кто не работает, тот не ест», – прошлые политики украли у Апостола Павла. Мало, что украли, еще и исказили. Апостол говорил не о хлебе насущном, а о работе человека над собственным совершенством, чтобы быть ближе к Богу. Наверное, не один я задумываюсь над той парадоксальной ситуацией, которая сегодня складывается в России – чем больше строим мы церквей, восстанавливаем монастырей, чем многочисленней государственное начальство на церковных службах по торжественным дням, тем страшнее знакомиться со статистикой преступности в стране, тем безумней моральная деградация общества, всеобщее поклонение золотому тельцу. Есть в Евангелии притча о возвращении нечистого духа. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: «Возвращусь в дом мой, откуда вышел». И, придя, находит его выметенным и убранным, тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого». Мы так чисто вымели «бывший свой дом» от коммунистической морали, что сегодня не знаем, куда деваться от того непрошенного и злого, что нахлынуло на нас. Восстанавливая в камне Святую Русь, золотя ее купола, мы забываем о том, что Бог живет не только в храме и не столько в нем, а в наших сердцах. И Он требует рождения нового человека. «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем – Христос». (Из послания Апостола Павла к Колоссянам)

Последователями Христа могут стать только новые люди. Где они? Взгляните вокруг себя. Все больше новых храмов поднимается на нашей земле. Но что за порогом их, что вокруг? И на какую меру удалось нам приблизиться к своему Создателю?

 

***

Читайте также:

Том первый. Центральная часть России

Том второй. Север и Северо-Запад России

Том третий. Поволжье

Том четвёртый. Средняя и Нижняя Волга

Том пятый. Южная часть центрального региона России

Том шестой. Юг России

Том седьмой. Приуралье

Том восьмой. Южный Урал и Зауралье

Том девятый. Урал

Том десятый. Западная Сибирь

***

 

Hosted by uCoz